После выхода Совкомфлота (СКФ) на биржу ожидаемого финансового успеха сразу не случилось. В день IPO акции компании всего за два часа рухнули на 12%, с 105 до 92 рублей. Этот эпизод красноречиво демонстрирует не только волатильность рынка, но и более глубокую проблему: склонность некоторых отечественных компаний к созданию громких нарративов о собственной инновационности, которые зачастую расходятся с реальностью. Особенно настораживает, когда мировой технологический прогресс преподносится как исключительная внутренняя разработка, активно пиаримая в СМИ. Яркий пример — история с переходом на сжиженный природный газ (СПГ).
Заявление Совкомфлота: революция или адаптация?
Компания заявляет: «В 2015 году специалисты «Совкомфлота» во взаимодействии с коллегами из концерна Shell приступили к разработке технического облика серии крупнотоннажных танкеров нового поколения... В результате одной из первых в судоходной индустрии наша компания приступила к эксплуатации крупнотоннажных танкеров, специально спроектированных для работы на альтернативном топливе – сжиженном природном газе. Переход на СПГ-топливо по своей значимости сопоставим с технологической революцией... «Зеленые» танкеры СКФ стали примером того, как российская компания, по сути, задала тон технологическому развитию целого сегмента мировой судоходной индустрии».
Если перевести это на простой язык, получается утверждение: «Мы — мировые лидеры в переходе на СПГ, и нам нет равных». Однако факты говорят об обратном.
Историческая справка: кто был первым?
Давайте обратимся к хронологии развития технологии СПГ, которая началась задолго до участия СКФ:
- 1941 год — в Кливленде (США) запущено первое масштабное производство сжиженного природного газа, заложившее основу для всей индустрии.
- 1959 год — осуществлена первая в мире коммерческая поставка СПГ из США в Великобританию на переоборудованном танкере.
Обратите внимание: Прорыв германской обороны на реке Сомме 15 сентября 1916 года.
В этом же году газ начали поставлять из США в Японию. - 1983 год — старт производства в Малайзии с объёмом поставок в Японию 8 млн тонн в год.
- 1989 год — начало производства в Австралии с объёмом 6 млн тонн в год.
Как видно из этого списка, Россия и Совкомфлот в нём долгое время отсутствовали. Первое значимое упоминание относится лишь к концу 2000-х:
- 2009 год — запущен первый в России завод СПГ в порту Пригородное (проект «Сахалин-2») с объёмом резервуаров 200 тыс. м³.
Первый СПГ-танкер «Гранд Анива» был принят СКФ в 2008 году под проект «Сахалин-2». Важно понимать: это был не инновационный «dual-fuel» танкер (работающий на двух видах топлива), а судно для перевозки СПГ, что является принципиально разными технологиями.
Фото: История приёмок судов СКФ с 2006 года. Листайте карусель. https://www.sovcomflot.ru/about/history/vesselhistory/
Реальные пионеры «dual-fuel» технологий
Одним из первых в мире судов, использующих СПГ в качестве топлива для двигателей (технология «dual-fuel»), был M/S Hoydal, сданный в эксплуатацию ещё в 2012 году. Ключевую роль в разработке этой технологии сыграла компания MAN.
Крупнейшим же игроком на рынке судовых энергетических установок на СПГ долгое время была финская компания Wärtsilä. Её доля на рынке LNG-power в определённый момент достигала 57%. Согласно данным из презентаций Wärtsilä, к моменту постройки флагманского танкера СКФ «Проспект Гагарина» в 2018 году, в мире уже было сдано в эксплуатацию 54 судна с аналогичной «dual-fuel» технологией. При этом нет уверенности, что хоть один из этих проектов был реализован для Совкомфлота.
К 2018 году было сдано уже 54 судна с технологией «Dual Fuel».
Вывод: удачная инвестиция, а не прорыв
Безусловно, Совкомфлот стал первым, кто ввёл в эксплуатацию танкер типа «Aframax» с «dual-fuel» двигателями. Это факт. Однако суть в другом: все базовые технологии были разработаны и опробованы международными компаниями на 5-10 лет раньше. Ни о каком фундаментальном технологическом «прорыве» со стороны СКФ речи не идёт. Компания проявила дальновидность, удачно инвестировала в готовые мировые разработки и заняла перспективную нишу на рынке. Выдавать это за собственную революцию — значит искажать реальную картину технологического прогресса в судоходстве.
Подписывайтесь на мой телеграмм-канал, где я публикую много полезной информации: от вакансий в промышленности до технических мануалов.
👉https://t.me/fandorin_tut
#совкомфлот #прорыв #судно #спг #танкер #газовоз
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Очередной технологический "Прорыв" Совкомфлота. По версии Совкомфлота.