Т-55А: Первый в мире танк, созданный для ведения боевых действий в условиях ядерной войны

Т-55 представляет собой средний танк, разработанный на основе своей знаменитой предшественницы — модели Т-54. Его серийное производство, начавшееся в 1958 году и продолжавшееся более двух десятилетий, вплоть до 1979 года, ознаменовало собой настоящий прорыв в мировом танкостроении. Эта машина вошла в историю как первый в мире серийный танк, оснащённый полноценной автоматической системой противоатомной защиты (ПАЗ). Это новшество сделало Т-55 пионером нового поколения бронетехники, способной действовать на поле боя даже после применения ядерного оружия. Кроме того, именно на Т-55 впервые в войсках был установлен комплекс активной защиты «Дрозд». Благодаря массовому производству и экспорту, танк Т-55 и его усовершенствованная версия Т-55А получили широчайшее распространение по всему миру и до сих пор стоят на вооружении многих армий. В западной военной литературе и прессе модели Т-54 и Т-55 часто объединяют под общим названием Т-54/55.

История создания и производства

Разработка новой машины, получившей внутризаводской индекс «Объект 155», стартовала в 1957 году на Заводе №183 (Нижний Тагил). Работы велись под руководством главного конструктора Леонида Николаевича Карцева и поначалу носили инициативный характер, параллельно с налаживанием серийного выпуска танка Т-54Б. Конструкторы максимально использовали наработки, полученные в ходе модернизации Т-54. Первые опытные образцы и машины установочной партии были собраны с использованием башен от Т-54Б. После успешного прохождения государственных испытаний в период с зимы 1957 по весну 1958 года, постановлением Совета министров СССР от 8 мая 1958 года новый танк был официально принят на вооружение под обозначением Т-55. Крупносерийный выпуск был развёрнут сразу на нескольких предприятиях: Заводе №183, Заводе №75 (Харьков) и Заводе №174 (Омск). Только на омском заводе за годы производства было выпущено более 13 тысяч машин различных модификаций, включая командирские и плавающие версии. По оценкам западных экспертов, общий объём производства в СССР составил около 20 тысяч единиц. Помимо Советского Союза, лицензионное производство Т-55 было налажено в ряде других стран. Эта машина пользовалась особым спросом в государствах Азии, Африки и Ближнего Востока, где ценились её надёжность, простота в обслуживании и адаптивность к различным условиям. Ключевой задачей Т-55 было обеспечение возможности продолжения боевых действий и защиты экипажа от поражающих факторов ядерного взрыва, для чего танк получил повышенный уровень защиты от проникающей радиации.

Обратите внимание: Ровно 10 лет назад был мой первый бой в World of Tanks.

Ключевые конструктивные новшества

Главным и революционным отличием Т-55 от всех предыдущих танков стала установка комплексной системы противоатомной защиты. Она включала в себя датчики гамма-излучения, которые при обнаружении вспышки ядерного взрыва автоматически герметизировали обитаемые отделения танка и включали систему очистки воздуха. Помимо этого, машина получила целый ряд важных усовершенствований:

  1. Мощность дизельного двигателя В-55 была увеличена на 60 л.с., что составило 580 лошадиных сил.
  2. Появилась термодымовая аппаратура для постановки маскирующих завес путём впрыска топлива в выхлопной тракт.
  3. Внедрение так называемых баков-стеллажей позволило значительно увеличить как боекомплект к 100-мм пушке (с 34 до 43 выстрелов), так и общий запас возимого топлива.
  4. Для облегчения пуска двигателя в холодное время года и сохранения ресурса аккумуляторов танк оснастили воздушным компрессором, который заряжал штатные воздушные баллоны.
  5. Была установлена автоматическая трёхкратная система пожаротушения «Роса», повышающая выживаемость экипажа.
  6. Для улучшения обзора механика-водителя применили гидропневмоочистку его смотрового прибора, а также установили более совершенные планетарные бортовые редукторы.

Защищённость и подвижность

Т-55 сохранил удачную компоновку и бронезащиту, унаследованную от Т-54. Низкий силуэт и рациональные углы наклона броневых листов повышали живучесть машины на поле боя. Лобовая часть корпуса имела толщину 100 мм с наклоном в 60 градусов, что значительно увеличивало приведённую толщину брони. Борта корпуса защищались 60-80 мм бронёй. Литая башня отличалась мощным бронированием: 200 мм в лобовой части и 160 мм по бортам. При такой солидной защите боевая масса танка составляла всего 36 тонн. Подвижность обеспечивался форсированным до 580 л.с. дизельным двигателем В-55, который позволял развивать максимальную скорость по шоссе до 50 км/ч.

Боевое применение и мировая популярность

Угандийский Т-55М ведёт наступление на Могадишо. 2012 год

Танк Т-55 снискал поистине мировую известность, став одним из самых массовых и узнаваемых символов бронетанковой техники второй половины XX века. Он и его многочисленные модификации принимали участие в десятках вооружённых конфликтов по всему земному шару. Наиболее масштабным столкновением с участием Т-55 стала Война Судного дня (Октябрьская война) 1973 года между коалицией арабских государств (Египет, Сирия) и Израилем. Арабские армии задействовали в этом конфликте около 3550 танков, значительную часть которых составляли именно Т-55 и Т-62. С израильской стороны им противостояло около 2200 танков, в основном западного производства. Война началась 6 октября 1973 года с внезапного наступления египетских и сирийских войск с целью вернуть территории, утраченные в ходе Шестидневной войны 1967 года. Интенсивные боевые действия, в которых с обеих сторон массово применялись танки и противотанковые средства, поставили мир на грань прямого столкновения ядерных сверхдержав — СССР и США, активно поставлявших оружие своим союзникам. Этот конфликт наглядно продемонстрировал как сильные, так и слабые стороны советской бронетехники того периода.

Оценка машины и её историческое значение

Танк Т-55А стал важнейшей вехой в истории бронетанковых войск. Он удачно сочетал в себе проверенную конструкцию, хорошую подвижность, мощное вооружение в виде 100-мм нарезной пушки Д-10Т2С и, что самое главное, принципиально новую способность — действовать в условиях радиационного и химического заражения местности. Именно это качество сделало его первым в мире «танком ядерной эры». Высокая надёжность, относительная простота и низкая стоимость обеспечили ему огромный экспортный успех, особенно в странах Азии, Африки и Латинской Америки. Многочисленные модификации и модернизации, проводившиеся как в СССР, так и за рубежом, позволили Т-55 оставаться в строю на протяжении многих десятилетий. Эта машина заслужила репутацию «рабочей лошадки» — неприхотливой, выносливой и эффективной в самых разных условиях, что и обеспечило ей почётное место в военной истории.

Информация взята из открытых источников. Если вам понравилась статья то можете ее оценить и подписаться :)

#история #холодная война #история #танк #т-55

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Т-55а. Первый танк для ядерной войны.