В этой статье мы завершаем знакомство с экспонатами уникального передвижного музея «Поезд Победы». Ранее мы уже рассматривали трофейную технику, бронеавтомобиль «Тайфун» и самоходную артиллерийскую установку 2С35 «Коалиция СВ». Теперь настало время самого интересного экспоната — танка, который редко демонстрируют широкой публике вблизи.
Многие посетители проходили мимо, не подозревая, что перед ними не просто «какой-то танк». Знатоки же сразу узнали в нём черты знаменитого Т-90. Однако это не просто модификация, а совершенно новая разработка — Т-90М, носящий гордое имя «Прорыв».
Съёмка экспоната была сопряжена с трудностями: узкий проход между вокзалом и платформой, колонны и, что особенно показательно, усиленное присутствие военных рядом с Т-90М. Это лишь подчеркивало особую ценность и значимость данной боевой машины среди других экспонатов.
История создания и эволюция
Т-90М стал результатом глубокой модернизации хорошо зарекомендовавшего себя танка Т-90. Работы над проектом под кодовым названием «Прорыв» начались ещё в 2004 году по инициативе Уральского конструкторского бюро. Первым этапом стал танк Т-90АМ, опыт испытаний которого лёг в основу создания Т-90М в 2010 году.
Впервые публике машину показали в 2018 году на форуме «Армия». Это комплексная модернизация, затронувшая практически все системы танка, хотя многие детали до сих пор засекречены.
Ключевые особенности и нововведения
Несмотря на секретность, можно выделить ряд важных улучшений:
Защита: Танк получил модульную динамическую защиту третьего поколения, эффективную против современных противотанковых средств, а также комплекс активной защиты.
Башня и электроника: Кардинально новая башня оснащена современной системой управления огнём «Калина», системой кругового видеонаблюдения и аппаратурой тактического взаимодействия, которую можно сравнить с «военным Wi-Fi».
Двигатель и управление: Установлен форсированный двигатель В92С2Ф мощностью 1130 л.с. в едином блоке с автоматической трансмиссией. Впервые в российском танкостроении управление осуществляется штурвалом, а не рычагами, что повышает комфорт вождения.
Вооружение и экипаж: Основное орудие 2А46М5 оснащено датчиками изгиба ствола для повышения точности стрельбы. Автомат заряжания позволяет сократить экипаж до трёх человек, что является преимуществом перед некоторыми западными аналогами, например, M1 «Абрамс».
Комфорт экипажа: Одним из самых обсуждаемых новшеств стала установка кондиционера — ранее на Т-90 такой системы не было. Это важный шаг к созданию комфортных условий для работы экипажа в жарком климате.
Прицельные комплексы: Наводчик получил многоканальный прицел, а обзор командира значительно улучшен благодаря восьми триплексам.
Производство и поставки
Согласно контракту с Минобороны, «Уралвагонзавод» должен был изготовить 30 танков Т-90М в 2018-2019 годах. Однако первые серийные образцы сошли с конвейера только в 2020 году, после чего началось активное переоборудование существующих Т-90 до уровня «Прорыва».
«Поезд Победы»: мобильный музей
В завершение — несколько слов о самом музее. «Поезд Победы» — это уникальный состав, частью которого является настоящий паровоз (хотя на станции в Нижнем Новгороде состав тянул маневровый тепловоз). Основная экспозиция размещена в специальных вагонах-стендах с широкими сдвижными дверями.
Внутри представлены интерактивные экспонаты, образцы вооружения и исторические фотографии. Одна из платформ используется как мобильная сцена для выступлений.
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Секретный российский танк т-90м: новая башня, куча электроники и... кондиционер.