Советский Т-62: первый в мире танк с гладкоствольной пушкой

Сегодня мы поговорим о легендарной боевой машине — советском среднем танке Т-62. Эта модель занимает особое место в истории мирового танкостроения, став первым в мире серийным танком, оснащённым гладкоствольной пушкой. Удачное сочетание огневой мощи, броневой защиты и подвижности сделало Т-62 выдающимся достижением советских конструкторов. Мой личный опыт знакомства с этой машиной состоялся на Аллее Славы в городе Бор Нижегородской области, где я смог детально её рассмотреть и сфотографировать.

Фото автора. Город Моторов

В 1950-е годы основу танкового парка СССР составляли надёжные и проверенные Т-54 и Т-55. Несмотря на постоянные модернизации, их главным слабым местом стала 100-мм нарезная пушка Д-10Т. До начала 1960-х годов её основным боеприпасом были калиберные бронебойные снаряды, которые уже не могли эффективно бороться с новейшими западными танками, такими как американский M48. Последний, используя современные подкалиберные снаряды с отделяющимся поддоном, представлял серьёзную угрозу для советской бронетехники. Это отставание в огневой мощи и стало главным импульсом для создания новой машины.

Фото автора. Город Моторов

История создания и конструкция Т-62

Работы над танком, призванным заменить Т-55, начались в 1957 году в конструкторском бюро №183 под руководством Л.Н. Карцева. Новая машина, получившая заводской индекс «Объект 166», не была революционной с точки зрения компоновки. Она стала глубокой модернизацией Т-55, унаследовав от предшественника многие проверенные узлы и агрегаты, что позволило ускорить разработку и освоение в производстве. Первый опытный образец был готов в 1959 году, после чего последовали два года интенсивных испытаний. Официально Т-62 был принят на вооружение 12 августа 1961 года, а его массовый выпуск развернулся с 1962 года. Всего до 1973 года было произведено около 20 тысяч этих машин.

Фото автора. Город Моторов

Компоновка Т-62 классическая: отделение управления в лобовой части, боевое отделение в центре и моторно-трансмиссионное отделение в корме. Экипаж состоит из четырёх человек: механика-водителя, командира, наводчика и заряжающего. Характерной внешней деталью часто были дополнительные цилиндрические топливные баки, крепившиеся на корме корпуса.

Фото автора. Город Моторов

Гладкоствольное орудие — главное новшество

Ключевым отличием Т-62 от всех предшественников стала новая 115-мм гладкоствольная полуавтоматическая пушка У-5ТС (2А20). Длина её ствола превышала 6 метров, а для снижения загазованности боевого отделения после выстрела ствол оснащался эжектором. Переход на гладкоствольную схему позволил значительно увеличить начальную скорость снаряда и, как следствие, его бронепробиваемость. Боекомплект пушки состоял из 40 унитарных выстрелов, включавших подкалиберные бронебойные, кумулятивные и осколочно-фугасные снаряды. Это оружие обеспечило Т-62 подавляющее преимущество над современными ему западными танками.

Фото автора. Город Моторов

Защита экипажа: броня и противоатомная оборона

Корпус и башня Т-62 имели дифференцированное противоснарядное бронирование. Это означает, что толщина бронелистов варьировалась в зависимости от вероятности попадания и важности защищаемого узла. Корпус сваривался из катаных стальных листов толщиной от 16 до 100 мм. Наиболее защищённой была лобовая проекция, где листы располагались под рациональными углами наклона, образуя характерную «клиновидную» форму. Борта корпуса защищались 80-мм вертикальной бронёй. Помимо защиты от традиционных средств поражения, Т-62 получил систему противоатомной защиты. Она включала в себя автоматически закрывающиеся люки и жалюзи, а также специальные уплотнения, которые в случае ядерного взрыва резко снижали избыточное давление внутри машины и препятствовали проникновению радиоактивной пыли, обеспечивая выживаемость экипажа в условиях применения оружия массового поражения.

Фото автора. Город МоторовФото автора. Город Моторов

Системы наблюдения и наведения

Основным прицелом для стрельбы прямой наводкой служил монокулярный шарнирный прицел ТШ2Б-41, позволявший вести огонь на дистанции до 4 километров подкалиберными снарядами. Оптический дальномер на танке отсутствовал. Дальность до цели определялась с помощью специальной шкалы в прицеле, рассчитанной на условную высоту цели 2,7 метра (средняя высота танка). Для действий в тёмное время суток использовался инфракрасный ночной прицел ТПН-1-41-11. Углы вертикальной наводки орудия составляли от -6 до +16 градусов.

Обратите внимание: Советский средний премиум танк 8 уровня "Объект 274а" - коротко о самом главном!.

Фото автора. Город Моторов

Вспомогательное и зенитное вооружение

Для борьбы с пехотой и небронированными целями Т-62 оснащался спаренным с пушкой 7,62-мм пулемётом (изначально СГМТ, позже заменённым на более совершенный ПКТ). На крыше башни, на турельной установке у люка командира, размещался 12,7-мм зенитный пулемёт ДШКМ. Он мог использоваться не только против низколетящих воздушных целей, таких как вертолёты, но и для поражения живой силы и легкобронированной техники противника на расстоянии до 2200 метров.

Фото автора. Город Моторов

Двигатель, ходовая часть и подвижность

Сердцем танка был проверенный 12-цилиндровый V-образный дизельный двигатель В-55В жидкостного охлаждения. При рабочем объёме 38,8 литров он развивал мощность 580 лошадиных сил. Несмотря на внушительный крутящий момент в 2254 Н·м, гарантийный ресурс двигателя составлял всего 350 моточасов. Силовая установка размещалась в кормовой части поперечно. Топливная система включала четыре внутренних бака общей ёмкостью 350 литров, не считая возможных внешних дополнительных баков.

Фото автора. Город Моторов

Ходовая часть, унаследованная от Т-55, была достаточно надёжной. Применительно на один борт она состояла из пяти обрезиненных опорных катков, ведущего колеса заднего расположения и ленивца. Поддерживающие катки отсутствовали. Первоначально использовались гусеницы от Т-55, позже заменённые на более современные с резинометаллическим шарниром (РМШ). Танк развивал максимальную скорость по шоссе до 50 км/ч, а по пересечённой местности — около 27 км/ч. Запас хода по шоссе достигал 450-500 км (в идеальных условиях заявлялось 650 км). Т-62 не был плавающим, но мог преодолевать броды глубиной до 1,4 метра без подготовки и до 5 метров с использованием оборудования для подводного вождения (ОПВТ).

Фото автора. Город МоторовФото автора. Город Моторов

Модернизация: Т-62М

В 1983 году была проведена глубокая модернизация танка, получившая обозначение Т-62М. Машина получила комплекс существенных улучшений: дополнительную броневую защиту корпуса, башни и днища, бортовые противокумулятивные экраны, комплекс управляемого вооружения 9К116-2 «Шексна» для стрельбы противотанковыми ракетами через ствол пушки, более мощный двигатель В-55У (620 л.с.), новую систему управления огнём «Волна» и гусеницы от танка Т-72. В 2005 году омское КБ «Трансмаш» представило дальнейший вариант модернизации, включавший установку динамической защиты «Контакт», двигателя В-46-5М мощностью 690 л.с. и теплозащитного кожуха на ствол пушки.

Фото автора. Город Моторов

Боевое применение и служба сегодня

Т-62 и его модификации оставили заметный след в военной истории второй половины XX века. Эти танки участвовали в арабо-израильских конфликтах (в частности, в войне Судного дня), советско-афганской войне, ирано-иракской войне, обеих чеченских кампаниях и многих других локальных конфликтах. Несмотря на почтенный возраст, Т-62 до сих пор состоит на вооружении армий около двух десятков государств, включая Алжир, Йемен, КНДР, Кубу, Сирию и другие. Крупнейшим оператором остаётся Египет, имеющий на хранении и в эксплуатации несколько сотен таких машин. Это свидетельствует о надёжности, ремонтопригодности и эффективности конструкции, созданной советскими инженерами.

Фото автора. Город Моторов

В завершение предлагаю взглянуть на детальные фотографии различных элементов танка. Они наглядно демонстрируют сложность и тщательную проработку каждой детали этой легендарной боевой машины.

Фото автора. Город Моторов

Впереди вас ждут рассказы про еще несколько интересных военных экспонатов из города Бор. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Первый в мире танк с гладкоствольной пушкой — советский т-62.