Первенцем польского танкостроения является колесный бронетрактор по имени Kresowiec (Кресовец, приблизительно можно перевести как приграничник). Этот, брутального вида, то ли танк, то ли броневик, родился в мае 1919 года, и успел поучаствовать в настоящих боях на территории Львова.
История появления данного образца техники связана с распадом Австро-Венгрии и борьбой за оставшиеся от нее территории. Одной из арен таких сражений был Львов, на который претендовали, только что получившее независимость Польское государство и Западно-украинская народная республика (ЗУНР), провозгласившая Львов своей столицей. Поляки выступили против, подняв восстание уже на следующий день поле провозглашения ЗУНР. Последующие события получили наименование "Битва за Львов".
В это самое время два польских инженера Вильям Александр Лютцке-Бирк и Витольд Аулих приступили к созданию броневика на базе трехколесного самоходного плуга "Praga".
Плуг для переделки предоставил патриотично настроенный польский землевладелец. Оснащенный 40-сильным двигателем агрегат "доводился до ума" в железнодорожных мастерских, где получил бронекорпус (10-мм стальные пластины) и вооружение - три пулемета. Экипаж "Кресовца" насчитывал пять человек - три пулеметчика, механик-водитель и командир.
Получившийся броневик (или колесный танк) был переднеприводным. Впереди располагался двигатель, укрытый в бронекожух. Отделение управления и боевые отделения располагались в центре корпуса.
Интересное: Ровно 10 лет назад был мой первый бой в World of Tanks.
Экипаж машины составляли четыре-пять человек — механик-водитель, два-три стрелка и командир. Один стрелок располагался впереди, рядом с механиком-водителем, двое других располагались сзади, контролируя корму и фланги. Машина имела два люка - в борту и в крыше корпуса. Обзорность, как видно по фото, была весьма ограниченной, и обеспечивалась смотровыми щелями в башенке и бронекорпусе.Можно только предполагать, насколько экипажу было комфортно в данном бронемонстре. Жесткая тракторная подвеска, колеса без шин, грохот двигателя, духота... Впрочем, подобные "прелести" испытывали все танкисты того времени. Ещё одним неудобством машины было отсутствие задней скорости (она не была предусмотрена в плуге изначально) . А вперед, с учетом значительно выросшего веса, "Кресовец" вряд ли двигался быстрее 15 км/час.
Сведений о боевом применении столь оригинальной боевой машины немного. По словам Лютцке-Бирка, "бронеавтомобиль принимал активное участие в боях в Поджеуйском Саду", согласно другим источникам, колесный танк не смог особо себя показать, поскольку украинские бойцы, зная о том, что против них будет применен "Кресовец", заранее перекопали улицы траншеями, из-за чего броневик не смог добраться до рубежей обороны противника.
О дальнейшей судьбе этого уникального броневика ничего не известно.
На этом все.
Интересное еще здесь: История.