Подвиг лётчика-штурмовика
Старший лейтенант Иван Иванович Григорьев (1922-1945) был опытным и отважным пилотом штурмовой авиации. За время войны он совершил 155 успешных боевых вылетов на легендарном штурмовике Ил-2, который немцы прозвали «чёрной смертью», а наши лётчики ценили за невероятную живучесть. На его боевом счету — 4 лично сбитых вражеских самолёта, 1 сбитый в группе и 4 уничтоженных на земле.

На фотографии запечатлён старший лейтенант Григорьев (справа) у своего штурмовика. По характерным деталям, таким как всасывающий патрубок с пылевым фильтром, можно определить, что это Ил-2 тип 3 (Ил-2М3) образца 1943 года. Эти фильтры были жизненно важны для защиты двигателя от пыли при работе с полевых аэродромов.
Последний вылет
8 мая 1945 года, когда до Великой Победы оставались считанные часы, экипаж Григорьева получил боевую задачу: поддержать наступающие советские войска в операции по освобождению Праги. Выполняя задание на малой высоте над уже освобождённой территорией Польши, его самолёт был внезапно подбит зенитным огнём.

Понимая, что машина обречена, командир приказал воздушному стрелку покинуть самолёт. Стрелок успешно выпрыгнул с парашютом и выжил. Григорьев последовал за ним, но высота для безопасного раскрытия парашюта была уже критически малой. Лётчик погиб. Его похоронили с воинскими почестями в братской могиле в польском городе Ченстохова.
Посмертное признание подвига
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года старшему лейтенанту Ивану Ивановичу Григорьеву было присвоено звание Героя Советского Союза. На момент гибели ему было всего 23 года. За свою короткую, но яркую жизнь он был удостоен высших государственных наград: орденов Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды, Александра Невского и Отечественной войны I степени.

Легендарная машина
Штурмовик Ил-2, на котором воевал Григорьев, был уникальной боевой машиной, славившейся своей живучестью. Бронированная капсула, защищавшая экипаж и двигатель, часто позволяла самолёту возвращаться на базу с серьёзными повреждениями. Среди лётчиков ходила характерная поговорка: «Ил-2: двигатель — броня, остальное — дерьмо», что подчёркивало приоритет защиты самых важных узлов.

На фотографии изображён сильно повреждённый одноместный Ил-2, сумевший дотянуть до аэродрома и совершивший вынужденную посадку «на живот». Несмотря на погнутый винт, бронекорпус остался целым, что наглядно демонстрирует его надёжность. Ремонтная бригада уже приступила к работе, её можно увидеть под левым крылом.
Эта история — отрывок из документального военно-исторического романа «Лебеди летят». Полную версию в трёх популярных электронных форматах можно получить, отправив запрос на почту: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. Автор обещает ответить каждому.
Предыдущий материал был посвящён теме русского воинского духа.
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: До Дня Победы оставался один день.