Танк т-50.

Танк Т-50 советский легкий танк периода начала Второй мировой войны. Выпущен крайне небольшой серией.

Основания создания танка Т-50.

Танк Т-26М на испытаниях

К концу тридцатых годов костяк танковых войск КА составлял танк Т-26, что выпускал ленинградская фабрика №174 имени К. Ворошилова. С начала производства в 1931 году, он за восемь лет «потяжелел» более чем на две тонны - с 8,2 до 10,25 т. Естественно, что это не прошло даром для изначально перегруженной машины (напомним, что Т-26 создавался на основе «Виккерса» массой 7,2 т). Так двигатель, мощность которого удалось поднять с девяноста пяти до девяноста семи лошадиных сил, трудился на пределе возможности, возникали серьезные проблемы с элементами подвески — рессорами, опорными катками, траками гусеницы. В результате проходимость и подвижность Т-26 изготовленных 1938-1939 годах значительно ухудшилась сравнительно с машинами 1931-1935 годов.

Весной-летом 1939 года под началом С.Гинзбурга КБ фабрики № 174 создало проект модернизации Т-26, получивший обозначение Т-26М. Для него нужно было спроектировать новую подвеску, по образцу чешского танка Шкода (в 1938 году эта машина испытывалась в Советском Союзе, и рассматривалась возможность ее покупки). Тесты Т-26М прошли летом 1939 года, подвеска показала себя с лучшей стороны, и КБ Гинзбурга развернуло работы над новинкой — Т-26-5.

Считалось, что это будет модификация Т-26, с утолщенным до 20 мм бронекорпусом и усовершенствование подвеской по образцу уже опробованной на Т-26 и мотором 130 л.с. Мотор предполагался либо форсированный от Т-26, либо дизель «744» (150 л.с. ) - его разработкой занималось КБ фабрика №185. Дизель изначально проектировался в габаритах Т-26. 30.11. 1939 года началась «зимняя» война. Боевые действия велись почти 3,5 месяца в условиях суровой и снежной зимы.

Конфликт еще раз подтвердил выводы, сделанные из полученного ранее опыта - боевые машины не выдерживают огня ПТА. Чтобы как-то решить данную проблему, декабре текущего года по инициативе С. Гинзбурга, начались работы по экранированию танков Т-26 бронелистами 30 - 40 мм. За короткое время были разработаны варианты экранировки для всех типов Т-26. 30.12.1939 года провели испытание обстрелом первого экранированного образца Т-26. Результаты были вполне удовлетворительными: машина уверенно «держала » 45-мм БС в полкилометра. В начале следующего года фабрика №174 освоила установку экранов на новыейшие танки Т-26-1 (так в документах официально именовался Т-26 с конусообразной башней и подбашенной коробки с наклонными бортами. Данная модификация более известна как «Т-26 образца 1939 года» и химические ХТ-133.

Всего в январе-марте 1940 года экранировано 27 ХТ-133 и 62 Т-26-1, причем 20 машин сдали в войска уже после окончания советско-финляндской войны. Однако, хотя данная мера дала хороший результат, стало ясно, что танки Т-26 нуждаются в замене. Хотя отмечалось, что эти машины неплохо себя показали боевых действий. Практика показала необходимость в таком типе танков. И все же достоинства Т-26 нивелировались его недостатками, основными из них назывались следующие:

  • Бронезащита. Танк защищен от пуль винтовочного калибра, но легко уязвим от пули 12,7-мм. Анализ пораженных танков свидетельствовал что достаточно одного -двух поражений 37-мм снарядом, чтобы вывести машину из строя.
  • Не удовлетворительная мощность двигателя. В условиях тяжелых покровов грунта и бездорожья, тяга по мотору недостаточна. Как следствие затруднена возможность прицепки к танку разного рода приспособлений, необходимых для преодоления инженерных средств противотанковой обороны.
  • Ходовая часть ненадежна. Перегружены рессоры, подвеска и резина нижних катков. Слаб ленивец, легко сваливается гусеница.

Появление танка Т-50.

Между тем, 19 ноября 1940 года Комитет Обороны при СНК СССР принял постановление № 427сс. Согласно решению, принятому Комитетом Обороны 19.11.40 года заводу Кирова и № 174 требовалось спроектировать и собрать по два образца танков СП согласно скорректированным требованиям. Сроки устанавливались достаточно жесткими, 15.01.41 года машины обязаны были поступить на испытания. Согласно этому документу, предполагалось изготовить танки массой не более 13,5-14 тонн, экипаж четыре человека. Все машины должны быть радиофицированы.

Проект зав.Кирова.

Изготовление танка Т-50 зав. Кирова значительно отставало от машин завода № 174, главным образом по причине задержки с подачей корпуса Ижорским заводом. Конечная сборка танка закончилась в конце января, и 16 февраля машина поступила на внутризаводские испытания, завершившиеся 21 марта. Всего танк прошел 850 км. Второй экземпляр Т-50, изготовление которого предусматривалось постановлением Комитета Обороны от 19 ноября 1940 года, не изготавливался - стало очевидно, что на вооружение, скорее всего, поступит Т-50 завода № 174. 

Принятие на вооружение танка Т-50 завода № 174.

В результате всестороннего изучения документов по танкам Т-50 лучшим признали машину завода № 174. Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 16.04.1941 года этот танк поступает на вооружение КА с освоением его в производстве на заводе № 174 имени К. Ворошилова.

Опытный танк во время испытаний

После того как танк Т-50 был принят на вооружение, было решено провести испытания его вооружения на артиллерийском полигоне. На протяжении 28.04 - 5.05.41 года здесь провели проверку отстрелом установки вооружения машины. Было сделано 1862 выстрела, из них 358 осколочно-фугасными, а остальные бронебойными снарядами. В ходе испытаний отмечалось, что кучность стрельбы с места бронебойными снарядами удовлетворительная, в начале, она была даже выше табличной. После 1665 выстрелов кучность упала, но учитывая количество выстрелов «следует считать полученную кучность допустимой». При стрельбе по щиту осколочно-фугасными снарядами кучность оказалась ниже табличной для 45-мм ТП, но это было отнесено «за счет весьма неоднообразных баллистических качеств этого снаряда».

При стрельбе с хода с дистанция 1000 м (курсовой угол 0 градусов) в щит попадало от 75 до 100% бронебойных и до 50% ОФ снарядов. В целом, такой результат оценивался как удовлетворительный. Прочность механизмов наведения оценивалась как удовлетворительная, усилия на маховиках подъемного и поворотного механизмов - нормальные. Артсистема продемонстрировала хорошую работу спусковых механизмов (электрического и ручного), которые были смонтированы на рукоятке подъемного механизма.

Вместе с тем отмечалась недостаточная вентиляция боевого отделения. По размещению боекомплекта отмечалось удобное расположение выстрелов к пушке и дисков к пулеметам ДТ, а также легкое их извлечение из гнезд при стрельбе. Также в ходе испытаний на артиллерийском полигоне исследовалось удобство мест экипажа. В целом размещение членов экипажа и удобство пользования вооружением и обзор с места командира было признано удобным и хорошим. Система вооружения испытание выдержала.

Что касается опытного танка Т-50 Кировского завода, то он остался в распоряжении предприятия. В августе 1941 года, при приближении немцев к Ленинграду, машину спешно укомплектовали экипажем, и она выдвинулась на позицию в районе Автово, где занимал оборону ополченческий батальон рабочих-кировцев. Однако в боях Т-50 не участвовал, и при эвакуации Кировского завода был вывезен из в Челябинск. Дальнейшая судьба танка неизвестна. 

 Описание конструкции танка Т-50.

Место механика-водителя танка Т-50

Танк Т-50 имел обычную для советских машин компоновку - с отделением управления в носовой части, с боевым отделением в средней и МТО - в корме. Отделение управления занимал водитель, рабочее место которого незначительно сдвинуто от центра. Еще трое танкистов занимали боевое отделение. Заряжающий и наводчик по обе стороны орудия, и командир рядом с задней стенкой. По-над головой командира установлен командирский купол, который обеспечивал обзор в 180 градусов.

Командирский купол и функциональное разделение обязанностей, было применено впервые в истории советского танкостроения. Командир танка Т-50 мог вести наблюдение не отвлекаясь на ведение огня.

При сборке корпуса танка Т-50 применялись бронелисты 37, 30, 25, 15, 12 мм. Верхние, скуловые и лобовые листы стыковали под большими углами. По замыслу, это должно было гарантировать защиту от обстрела 37-40 мм БС. В верхнем лобовом листе прорезан люк механика-водителя, крышка которого оборудована прибором наблюдения. Также имелся запасной наблюдательный «глаз» — смотровой прибор в виде броневого шара. Машины позднего выпуска взамен «глаза» оборудованы амбразурой с броневой пробкой. Эвакуационный люк находился сзади сидения водителя.

Вид на левый борт боевого отделения

Бронелисты крыши МТО крепили болтами, в самой крыше прорезаны воздухозабоники прямоугольной формы оборудованные сетками и жалюзи. Выброс горячего воздуха, как и выхлопных газов, происходил через щели в бортах кормовой части обустроенные над гусеницами. Данная конструкция гарантировала довольно активное охлаждение двигателя и трансмиссии. В середине крыши над мотором танка Т-50 наличествовал люк прямоугольной формы. В передней детали крыши МТО, имелись, сделаны лючки для доступа к топливным бакам и заправочным горловинам радиатора. Посередине кормового листа, был прямоугольный люк довольно больших размеров, для обслуживания трансмиссии. Люк закрывала крышка.

Для изготовления башни использовали катанные бронелисты толщиной 37-мм (маска, борта и корма) и 15 (крыша) мм. Бортовые листы стояли под углом наклона 20 (правый и левый) и 15 (кормовой) градусов. Лобовая амбразура башни прикрывалась полукруглой броневой маской. В крыше башни танка Т-50 наличествовали два входных люка, которые закрывали крышки на петлях, отверстия для перископического прицела, а также вытяжного вентилятора с броневым колпаком.

Отделение управления

В неподвижной командирской башенке, которая изготавливалась штамповкой, имелось восемь смотровых щелей (на опытных образцах — семь) с приборами «Триплекс», закрывавшихся броневыми щитками. В крыше башенки был сделан сигнальный лючок. В заднем листе, для демонтажа орудия, прорезан специальный люк, закрывавшийся крышкой. Через этот же люк загружали боекомплект и выбрасывали гильзы. Для стрельбы на самооборону оба борта башни имели амбразуры, а также приборы наблюдения. Аналогичная амбразура располагалась и в кормовом люке башни.

Вооружение Т-50 заключалось в 45-мм ТП образца 1934 года и двумя спаренными с ней 7,62-мм пулеметами ДТ. Для наведения оружия использовали телескопический прицел ТОС и перископический ПТ -1. Начальная скорость БС весом 1,42 кг- 760 м/с, а 2,13 кг осколочного — 335 м/с. Дистанция прямой наводкой - 3600 м, наибольшая - 4800 м. Наведения орудия- посредством ручных приводов. Боекомплект заключался в 150 выстрелах к орудию и 4032 патрона (набитых в 64 диска) к пулеметам ДТ. Наличествовали укладки на 24 гранаты Ф-1и 7,62-мм ПП ППД с б/к в 750 патронов.

В двигательном отделении вдоль оси стоял дизель В-4 (300 л.с.) жидкостного охлаждения. Пуск дизеля посредством инерционного стартера — от электродвигателя либо вручную. Помимо этого, наличествовала система пневматического пуска. Совокупная вместимость 2-ух баков топлива, поставленных по сторонам дизеля, была 350 л. Запас хода по шоссе составлял 344 км. Для фильтрации воздуха применялся очиститель воздуха инерционно-масляного типа. С левой стороны двигателя имелись масляный бак в 30 литров, масляный фильтры, топливный фильтр, воздухоочиститель, водомасляный радиатор. 

Танковое орудие и спаренные пулеметы

Трансмиссия танка Т-50 включала КПП обеспечивавшую четыре передачи переднего и одну заднего хода, двухдисковый главный фрикцион сухого трения, два многодисковых бортовых фрикциона и два двухрядных бортовых редуктора. Для поворота танка использовались бортовые фрикционы. Подвеска - торсионная, состояла из шести двойных опорных катков с внутренней амортизацией, направляющего колеса с механизмом натяжения гусеницы, трех поддерживающих катков и ведущего колеса заднего расположения. Гусеница танка Т-50 — мелкозвенчатая из 73 траков, литая, шириной 360 мм. Противопожарное оборудование состояло из ручного тетрахлорного огнетушителя.

Опытные танки Т-50 снабжались р/с КРСТБ с антенной, на башне. Серийные машины радиостанций не имели. В качестве внутреннего переговорного устройства использовалось ТПУ-3 на три абонента. Для коммуникации командира с водителем имелась возможность связи с использованием светосигнального устройства (цветные лампочки).

Производство.

Начало производства.

Через две недели после принятия танка Т-50 на вооружение, 30. 04.41 г., ГАБТУ КА и завод № 174 заключили договор по которому последний обязан был в течении года поставить КА 550 танков Т-50, из них 220 радийных, 230 линейных и 100 огнеметных.

Завод № 174 располагал мощностями, позволявшими в месяц производить ориентировочно 150 танков Т-26. Их максимальный выпуск пришелся на 1941 год, и был равен 1601 единиц.

В начале 1941 года выпуск Т-26 прекращен. Завод начал освоение производства Т-50, который был значительно сложнее Т-26. Для чего требовалось обновить станочный парк и реорганизовать сборочные участки. Однако работа шла медленно, а никакого производства кроме производства двигателей и запчастей для Т-26, не существовало.

Бронирование танка

В данной ситуации, управление завода №174 вышло на руководство ГАБТУ КА с просьбой продлить выпуск Т-26 из существующего задела, мотивируя это необходимостью сохранить кадры. Эта инициатива была отвергнута военными.

Завод № 174 был единым в СССР предприятием, которое выпускало только танки - другой продукции здесь не делали. Производство танка Т-50 предполагало большую кооперацию завода № 174 с другими предприятиями. Например, корпуса и башни должен был поставлять Ижорский завод, поковки и отливки — Кировский, дизели — харьковский завод № 75.

Однако на практике не обошлось без накладок. Например, первые бронекорпуса с Ижоры должны были поступить уже в апреле сорок первого года. Однако из-за задержки с утверждением чертежей заводом № 174, дело сдвинулось середине мая.

В июне сорок первого года Ижорский завод выпустил только десять комплектов брони для Т-50. Немного забегая вперед, следует сказать, постановлением СНК СССР № 155сс от 27 июня, во второй половине года план производства башен и корпусов для Т-50 на Ижорском заводе устанавливался в 690 комплектов.

Однако выполнение оказалось значительно скромнее. Так, в июле удалось сдать 37 комплектов, из которых отгрузили 35. В августе Ижорский завод изготовил 34 корпуса и 27 башен, отгрузив 36 и 29 соответственно. Дальнейшее производство в рамках программы танка Т-50 остановлено, по причине эвакуации.

В конце лета сорок первого года по данным военной приемки, Ижорский завод изготовил для Т-50 всего 74 комплекта (корпус плюс башня) и семь корпусов без башен. Однако позже, в сентябре, из накопленного задела в Ижоре собрали еще семь башен, и пять корпусов. Суммарный выпуск бронедеталей для Т-50 в Ленинграде составил 81 башню и 86 корпусов.

Что касается производства танков Т-50 непосредственно на заводе № 174, то тут также имелось большое количество проблем. Например, к 3.06.1941 года предприятие было обеспечено приспособлениями и штампами примерно на треть от запроектированного количества. Так, из 3093 разработанных приспособлений удалось изготовить 1074, из 1036 штампов - 303, из 1355 единиц специального режущего и вспомогательного инструмента - 862.

К 2 июля на заводе находилось окончательно собранных: четыре маски пушки, по пять комплектов КПП, бортовых и главных фрикционов, поворотных механизмов башни, шесть направляющих колес, по семь бортовых редукторов, ведущих колес и деталей подвески и девять подъемных механизмов к орудию. Таким образом, при самом лучшем раскладе завод мог собрать к 1 июля не более пяти Т-50.

Ситуация усугублялась проблемой с производством смотровых приборов. Так, по заявлению начальника цеха, выпускающего эти приборы, первые из них могли быть готовы не ранее 12-13 июля. Поэтому руководство завода начало переговоры с представителями заказчика о том, чтобы для ускорения сдачи машин ограничиться только смотровыми щелями, без приборов. Однако военные на это не соглашались.

В течение июля положение с выпуском Т-50 начало меняться, но не очень кардинально. Так, 29.07.41 года ГАБТУ получило донесение о ходе производства этих танков Т-50. Сообщалось, что завод имел проблемы с обеспечением оснасткой, приспособлениями и специальным инструментом, необходимым для танка Т-50. Например, из 3479 приспособлений изготовлено 1321, из 1166 необходимых штампов — 334, из 3301 единицы специального режущего и вспомогательного инструмента-767.

На 29 июля на предприятии имелось в наличии 60 коробок перемены передач, 125 наружных и столько же внутренних барабанов бортового фрикциона, 90 направляющих и 125 ведущих колес, 80 опорных катков. 30 комплектов гусениц, 140 башенных пагонов, 125 масок пушек, 35 бронекорпусов, 30 башен и 22 двигателя В-4.

О проблеме с моторами военпред также сообщал в своем докладе:

«Вопрос своевременного получения моторов начинает являться основным, и может послужить причиной выпуска машин в целом, так как после установки мотора (несмотря на наличие готовых агрегатов) тратиться еще очень много времени на сборку, проверку и сдачу машины».

В ходе организации производства в их конструкцию вносились изменения, призванные ускорить их производство. Это было связано, с отсутствием тех или иных деталей и узлов.

В начале июля было решено - ставить в Т-50 смотровой прибор в люке механика-водителя вместе с прибором дублером («глазом»). Боковые приборы в скуловых листах не устанавливались из-за «отсутствия корпусов смотровых приборов, поставляемых с Ижорского завода». Отверстия под них закрывались съемными броневыми заглушками.

В командирской башенке вместо восьми оставили только шесть, «расположенных симметрично оси башни». Так же Т-50 не оборудовались радиостанциями и ТПУ-3 из-за их недоступности. Предполагалось, что с нормализацией поставок приборы и средства связи будут смонтированы на машинах, но этого не произошло.

Обзор из танка Т-50

Всего же за июль представители заказчика завода № 174 приняла 15 танков, из которых 14 машин были отгружены в войска. 1 августа о ситуации с выпуском Т-50 старший военпред доносил в ГАБТУ КА следующее:

«Сообщаю, что завод августовскую программу по танкам Т-50 выполнить сможет при том условии, если ему будет оказана производственная помощь в отношении изготовления приспособлений, инструментов и штампов.»

Обзор из танка Т-50

Пять дней спустя он вновь сообщает: «Выпуск новых машин в августе месяце проходит очень плохо. Из начатых сборкой в августе месяце сдана только одна машина. Надеюсь, что к 10 августа будет выпущено 10 единиц».

Завершение производства.

6.01.42 года И. В. Сталин подписал постановление ГКО № 1114сс «О танках Т-50», в котором требовалось прекратить выпуск этих машин.

Танк Т-50 в разрезе

Тем же постановлением ГКО завод № 174 переключался на производство узлов для танка КВ. Подготовка к выпуску новой продукции началась с января 1942 года. Параллельно шла доделка и сдача последних Т-50. В январе - феврале завод № 174 сдал представителям военной приемки 15 новых машин и две капитально отремонтированные, прибывшие с фронта. Общий выпуск танков Т-50 в Чкалове составил 25 танков. Еще трем машинам, доставленным из Действующей Армии, был проведен капитальный ремонт. Всего в 1941-1942 годах завод № 174 изготовил 75 серийных танков Т-50 и два опытных образца.

По постановлению ГКО от 6.01.41 года завод № 174 переключался на производство узлов для танка КВ. Тем же постановлением упоминаемый выше завод № 173 в Омске, который так приступил к выпуску Т-50, получил новое задание - организовать производство узлов и деталей к танку Т-34, с параллельной подготовкой к его серийному выпуску. А 7.03.42 года постановлением ГКО № 1880 завод № 173 объединялся с заводом № 174 (соответственно последний переезжал из Чкалова в Омск). За объединенным предприятием закрепили № 174, и оно приступало к подготовке производства Т-34.

Руководство завода № 174 и главный конструктор С.А. Гинзбург пытались отстоять серийное производство своей машины. Они писали письма руководству наркомтанкпрома, ГАБТУ КА, в Государственный Комитет Обороны, приводя различные аргументы в пользу Т-50. Однако все это не изменило решений, принятых "наверху". В результате, вопрос о производстве танка Т-50 был закрыт окончательно.  

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Танк т-50. .