Это итоговая статья, написанная по рекомендации коллеги Бороды, и подбивающая развитие альтернативного взгляда на развитие танков непосредственной поддержки пехоты в СССР. Чтобы не путаться с реальными машинами, я сознательно отошел от привычной классификации и взял за основу не вес, а назначение танка. И вот, вместо легких пехотных танков появилась линия малых танков сопровождения. Первенцем в ней стал реальный танк Т-18, он же МС-1. С него началось оригинальное советское танкостроение.
Следом, с учетом купленной в Англии лицензии на танк Виккерс 6-тн, появился МС-2, вобравший достоинства простого и надежного Виккерса , но не растеряв при этом преимущества МС-1.
Конструкция МС-2 представляла собой сплав решений Виккерса и МС-а. Отличительной особенностью стал поперечно расположенный мотор, в котором применили детали от советского авиамотора М-11. Следом за двухбашенным МС-2, как это было в реальной истории, появился однобашенный МС-3 с 45мм пушкой 20К и спаренным пулеметом ДТ.
Простой, дешевый и надежный, танк МС-3 стал основой бронетанковых сил СССР в первой половине 30-х годов. Но технический прогресс неумолим, и ему на смену пришел колесно-гусеничный танк МС-4, с новой ходовой с индивидуальной свечной подвеской а-ля Кристи и более мощным 6-ти цилиндровым мотором.
К сожалению, танк получился слишком сложным из-за двойного привода, а потому недостаточно надежным. Тем не менее, на нем впервые появилась турель для спаренного с пушкой пулемета ДТ. Закрепленный в турели ДТ получал ленточное питание, с приводом от рукояти заряжания, эжекционный обдув ствола, удаление стреляных гильз наружу танка и даже двойное питание от магазина – для стрельбы пристрелочными пулями.
Танк принял участие в боевых действиях в Испании, и был подвергнут критике танкистов за слабую броню, бесполезный колесный ход, излишнюю сложность и низкую надежность.
Результатом работы на ошибками стал танк МС-5, который, казалось вобрал в себя все преимущества МС-4, и дополнил их новыми качествами, такими, как броня с оптимальными углами наклона, синхронизированная КПП, 30мм лобовая броня, пушка с увеличенной пробиваемостью, за счет удлинения ствола до 50 калибров. Кроме этого, на танке применили новое оружие – курсовой автоматический 50-мм миномет МАТ-50, резко увеличивший эффективность огня.
Зимняя война показала, что мощности 150-ти сильного мотора мало, длинноствольная «сорокопятка» мало чем лучше старой пушки 20К, а 30мм броня не спасает от снарядов противотанковых Бофорсов. И после двух лет производства, МС-5 сменил принципиально новый танк МС-6 с 60мм ВЛД, дизель-мотором в 250 л/с и 76мм пушкой Л-11.
Новый танк, хоть и имел фамильные черты: поперечный мотор, наклонные, с развалом наружу борта, хороший обзор и неизменный курсовой МАТ-50, был качественно иным и по весу вышел за рамки легкого танка, став уже средне-легким. По своим боевым возможностям МС-6, даже превосходит реальный Т-34-76, уступая ему лишь в подвижности. Все это сделало МС-6 основным танком РККА в период 1941-42гг и половины 1943-го. Его производили все танковые заводы, он стал основой советских танковых дивизий под Москвой, Сталинградом и на Курской дуге. Но дальнейшее развитие танков сопровождения пехоты застопорилось. Со своей низкой скоростью МС-6 уже не вполне соответствовал задачам обеспечения прорыва обороны на все большую глубину, стремительные марши были «шестерке» не под силу. Все заметнее сказывалось отсутствие в танке освобожденного командира. А появление в 1943-м году у немцев новых 75мм длинноствольных танковых и противотанковых пушек обесценило его броню.
Поэтому, учитывая, что МС-6 был довольно сильно унифицирован с производимым в то же время средним танком СТ-6/7, а стоил всего на 30% дешевле, в середине 1943-го года МС-6 стали в производстве заменять на танки СТ. Тем не менее, совсем отказываться от недорого в производстве танка не хотелось, и в конце 1943-года появился МС-7, лебединая песня советских танков НПП. МС-7, за исключением ходовой части и пушки, повторял МС-6, тот же дизель-мотор Р-6, та же КПП. В башне немного изменили бронировку маски пушки и приподняли вращающийся купол наводчику, для обеспечения ему кругового обзора, убрали перископический прицел, оставив только телескопический «ломающийся» . Увеличили толщину экранов, доведя ее до 30мм, бортовые поставили под углом в 15 град. Основные изменения коснулись ходовой. Вместо трех тележек с катками малого диаметра оставили две тележки с катками диаметром 680мм, без бандажей, с внутренней амортизацией. Торсионов также осталось два, их немного удлинили, а для компенсации увеличившейся нагрузки добавили буферные пружины, скопированные с легкого американского танка М-3. Пушку Л-11 переработали в части упрощения и сокращения деталей, удлинили ствол до 43 калибров. Возросшую отдачу скомпенсировали дульным тормозом от пушки ЗИС-3. Все эти ухищрения позволили некоторое время «держаться на плаву».В таком виде МС-7 дошел до Берлина. Производство МС-7 развернули на Сормовском заводе, но всего через год, в декабре 1944 года, выпуск танков НПП в СССР был окончательно прекращен.
Источник - http://alternathistory.com/nam-inostrantsy-ne-ukaz-etapy-evolyutsii-malyh-tankov-soprovozhdeniya-ot-ms-1-k-ms-7/
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Нам иностранцы не указ! От мс-1 к мс-7.