Ягдтигр: самый тяжелый истребитель танков Второй мировой

Немецкие инженеры, следуя проверенной практике создания самоходных артиллерийских установок на базе серийных танков, увидели в новом тяжелом танке PzKpfw VI «Тигр II» идеальную платформу для сверхмощной машины. Если «Королевский тигр» был вооружен 88-мм пушкой, то для САУ логичным шагом стало использование еще более мощного 128-мм орудия, также разработанного на основе зенитки. Несмотря на меньшую начальную скорость снаряда, это орудие обладало выдающейся бронепробиваемостью на больших дистанциях. Таким образом, новая самоходка, задуманная как истребитель танков и средство поддержки пехоты, должна была стать самым мощным серийным образцом бронетехники вермахта.

Предыстория и контекст создания

Работы над тяжелыми самоходными установками в Германии велись с начала 1940-х годов. Уже летом 1942 года две экспериментальные 128-мм САУ на шасси VK 3001(H) были отправлены на Восточный фронт под Сталинград. Одна из них была потеряна в боях, а вторую, как и другую технику 521-го дивизиона истребителей танков, пришлось бросить после разгрома немецкой группировки в начале 1943 года.

Прототип тяжелого истребителя танков «Ягдтигр» с ходовой частью конструкции Ф. Порше во время испытаний на полигоне. Вооружение в рубку еще не установлено. Весна 1944 года

На левом снимке — прототип «Ягдтигра» с ходовой частью Порше в сборочном цеху. Хорошо видны фланцы крепления тележек подвески. Осень 1943 года.
На правой фотографии — прототип с ходовой частью фирмы «Хеншель», заимствованной у «Королевского тигра». Четко видны отверстия в борту корпуса для установки торсионных валов. Осень 1943 года.

Поражение под Сталинградом не остановило работы над тяжелыми САУ. Однако после череды неудач — поражений в Северной Африке, на Курской дуге и высадки союзников в Италии — в немецком обществе и руководстве стали говорить о необходимости «чудо-оружия», способного переломить ход войны. Поскольку глобальные проекты (вроде ядерного оружия) были далеки от завершения, нацистская пропаганда и руководство Рейха ухватились за любые впечатляющие военно-технические разработки, которые могли бы демонстрировать мощь Германии и поддерживать боевой дух. В такой атмосфере и был создан тяжелый истребитель танков «Jagdtiger» — самый тяжелый серийный образец бронетехники Второй мировой войны.

Новая машина классифицировалась как 128-мм тяжелое штурмовое орудие. Ее основным вооружением стала пушка PaK 44 (также известная как StuK 44 или Pak 80) калибра 128 мм, созданная на базе зенитки Flak 40, но с усиленным фугасным действием снаряда. Деревянный макет САУ был представлен Гитлеру 20 октября 1943 года на полигоне Арис в Восточной Пруссии. Фюрер остался доволен и отдал распоряжение о начале серийного производства в 1944 году.

Конструкция и вооружение

Общая компоновка «Ягдтигра» повторяла «Королевского тигра», но шасси пришлось удлинить на 260 мм из-за возросшей нагрузки при выстреле. В переднем отделении управления размещались агрегаты трансмиссии, место механика-водителя (слева) и стрелка-радиста с курсовым пулеметом (справа).

Бронекорпус собирался из листов толщиной от 40 до 150 мм. Верхний лобовой лист имел толщину 150 мм и был практически сплошным, за исключением амбразуры для пулемета. Основной особенностью стала огромная бронерубка, борта которой были выполнены заодно с бортами корпуса (толщина 80 мм, угол наклона 25°). Лоб рубки представлял собой монолитную 250-мм плиту, установленную под углом 15°. На дистанциях свыше 400 метров ни одно противотанковое средство союзников не могло пробить эту броню. Корма рубки (80 мм) имела большой двустворчатый люк для эвакуации экипажа и загрузки боекомплекта.

В боевом отделении, занимавшем среднюю часть машины, слева от орудия располагался наводчик с перископическим прицелом, справа — командир. В кормовой части рубки находились два места для заряжающих. В моторном отделении в корме стоял тот же двигатель, что и на «Тигре II» — 12-цилиндровый карбюраторный «Майбах» HL230Р30 мощностью 700 л.с.

Обратите внимание: Топ 5 лучших танков в мире.

Главным калибром «Ягдтигра» была 128-мм пушка StuK 44 с длиной ствола 55 калибров. Она имела полуавтоматический клиновой затвор и раздельно-гильзовое заряжание (снаряд и гильза подавались отдельно), что было вынужденной мерой из-за тесноты рубки и большого размера унитарных выстрелов. Несмотря на наличие двух заряжающих, практическая скорострельность не превышала 3 выстрелов в минуту. Бронебойный снаряд массой 28,3 кг имел начальную скорость 920 м/с и мог поражать любые танки союзников с дистанции до 2500 метров. Углы наведения составляли от -7° до +15° по вертикали и по 10° в каждую сторону по горизонтали. Боекомплект — 40 выстрелов.

Для наведения использовался перископический прицел WZF 2/1 с десятикратным увеличением, позволявший вести прицельную стрельбу на дальности до 4000 м. Вспомогательное вооружение включало курсовой 7,92-мм пулемет MG 34 (1500 патронов) и 92-мм противопехотный гранатомет на крыше рубки. На поздних машинах также устанавливался кронштейн для зенитного пулемета MG 42.

Тяжелый истребитель танков «Ягдтигр» первых серий (шасси N° 305003) с ходовой частью конструкции Порше перед отправкой в учебную часть. Машина частично покрыта «циммеритом» и окрашена темножелтой краской Dunkel Gelb. 1944 год.

Эпопея с ходовой частью

Сборка ходовой части была самым трудоемким этапом производства как «Ягдтигра», так и «Королевского тигра». Конструкторское бюро Фердинанда Порше предложило использовать на САУ внешнюю торсионную подвеску, аналогичную применявшейся на истребителе танков «Фердинанд». Ее преимуществами были меньшая масса (экономия около 2,7 тонн), возможность сборки отдельно от корпуса и простой ремонт в полевых условиях. Всего было построено семь «Ягдтигров» с подвеской Порше (два прототипа и пять серийных машин).

Однако, несмотря на преимущества, в крупную серию пошла машина с традиционной подвеской фирмы «Хеншель» — торсионной, с внутренним расположением торсионов и шахматным расположением девяти сдвоенных опорных катков на борт. Причины такого решения кроются в желании Управления вооружений максимально унифицировать новую САУ с танком «Тигр II», а также в натянутых отношениях между чиновниками и Порше. Не последнюю роль сыграла и поломка одной из тележек на испытаниях, хотя она произошла по вине производителя.

Боевое применение и итоги

Всего с июля 1944 по апрель 1945 года было выпущено, по разным данным, от 70 до 79 «Ягдтигров». О массовом применении не могло быть и речи — эти машины вступали в бой повзводно или даже поодиночке в составе импровизированных групп. Чрезмерно перегруженная ходовая часть была ненадежной и часто ломалась, а низкая подвижность делала «Ягдтигр» уязвимым. Конструктивно на САУ даже предусматривалась установка двух подрывных зарядов (под двигателем и под казенником пушки) для уничтожения машины в случае невозможности эвакуации. Большинство «Ягдтигров» были подорваны собственными экипажами.

Несмотря на эпизодическое применение, появление этой САУ на поле боя становилось серьезной проблемой для союзников. Ее пушка гарантированно поражала любой танк противника с дистанций, на те были бессильны ответить. Однако общее техническое несовершенство, низкая надежность и катастрофическое положение Германии в конце войны свели на нет потенциал этой мощной, но запоздалой машины.

Тактико-технические характеристики противотанковых САУ Jagdtiger:
Масса – 75,2 т;
Габаритные размеры:
длина – 10654 мм;
ширина – 3625 мм;
высота – 2945 мм;
Экипаж – 6 человек;
Бронирование – 40 - 250 мм;
Вооружение:
пушка StuK44 L/55, калибра 128 мм;
пулемет MG-34 калибра 7,92 мм;
Боекомплект: 1500 патронов и 40 снарядов;
Двигатель: «Майбах» HL230Р30, бензиновый, 12-цилиндровый, мощность 700 л.с.;
Максимальная скорость:
по пересеченной местности – 17 км/ч;
по шоссе – 36 км/ч;
Запас хода:
по пересеченной местности – 120 км;
по шоссе – 170 км.

Уничтоженная немецкая тяжелая САУ-истребитель танков «Ягдтигр» («Jagdtiger»). Машина была создана на базе танка Тигр II и является самой тяжелой производившейся серийно бронетехникой (вес — 75 тонн)

Вид цеха танкостроительного завода «Нибелунгверке» в городе Сант-Валентин, Австрия, после бомбардировки союзной авиацей 16 октября 1944 года. На территорию завода было сброшено 143 тонн бомб. На переднем плане фото разрушенный корпус тяжелого истребителя танков «Ягдтигр»

Немецкий тяжелый истребитель танков «Ягдтигр» из состава 653-го батальона истребителей танков, брошенный немцами в Нойштадте (Neustadt an der Weinstraße)

Тяжелый истребитель танков «Ягдтигр» («Panzerjager Tiger») (шасси №305058), принадлежавший 1-й роте 512-го тяжелого истребительно-противотанкового дивизиона, захваченный американскими войсками

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Истребитель танков «Jagdtiger».