Идея создания сверхтяжелых танков была популярна не только в нацистской Германии, но и в Советском Союзе. Советские конструкторы также работали над гигантскими боевыми машинами, которые, однако, в большинстве своем так и не вышли за пределы проектных бюро. В этой статье мы рассмотрим ключевые советские проекты сверхтяжелых танков.
ТГ-5: тысячетонный гигант от немецкого инженера
Первой серьезной попыткой стал проект ТГ-5, масса которого должна была превысить 1000 тонн. Работы над ним начались в 1930 году при участии немецкого инженера Эдварда Гротте, который позже, во время Второй мировой войны, создавал для Германии похожий танк «Ratte» («Крыса»). По замыслу Гротте, ТГ-5 должен был иметь три или пять башен с более чем десятком орудий, а приводить в движение эту махину должны были два или четыре корабельных двигателя. Проект был отвергнут из-за чрезвычайной сложности и громоздкости конструкции, что делало его постройку практически нереальной для советской промышленности того времени.
Т-42: прогрессивный, но отвергнутый
Следующей разработкой Гротте стал танк Т-42. По компоновке он напоминал серийный тяжелый танк Т-35 и представлял собой классическую многобашенную машину. Один из вариантов вооружения включал три башни, причем носовая оснащалась 76-мм орудием. Расчетная масса танка составляла 101 тонну. Несмотря на ряд передовых решений, таких как командирская башенка, возможность ведения противовоздушной обороны и широкое использование электроприводов, проект был отклонен в пользу более простого и освоенного в производстве Т-35.
Обратите внимание: Самые приятные средние танки 6 уровная (часть 2)..
КВ-4 и КВ-5: сверхтяжелые танки на пороге войны
В апреле 1941 года был объявлен конкурс на разработку сверхтяжелого танка КВ-4. Победителем стал проект инженера Шашмурина, который предлагал установить в корпусе 107-мм орудие, а в башне — 76-мм пушку. Однако уже в июне все работы по КВ-4 были свернуты, и приоритет был отдан проекту КВ-5.
Разработка КВ-5 велась параллельно с КВ-4, но с учетом всех замечаний по предыдущему проекту. Конструкторы постарались максимально унифицировать новый танк с серийным КВ-1. Для размещения экипажа и мощной 107-мм пушки была спроектирована высокая башня. В перспективе часть машин могла получить и 152-мм орудие. При расчетной массе в 100 тонн танк должен был развивать скорость до 40 км/ч. К августу 1941 года проект КВ-5 был завершен, но тяжелая обстановка под Ленинградом и необходимость сосредоточить все силы на совершенствовании и производстве серийных КВ-1 привели к отмене изготовления опытного образца.
Легенда о «Сталинском оркестре»
В исторической литературе и интернете иногда встречаются упоминания о танке КВ-5 «бис», КВ-6 «Бегемот» или «Сталинском оркестре». Согласно легенде, это была невероятно мощная многобашенная машина, участвовавшая в боях Второй мировой и даже в Корейской войне. На самом деле, это миф. Известная иллюстрация такого «танка» является коллажом из изображений реальной техники и технически нереализуема. Никаких документальных подтверждений существования, не говоря уже о боевом применении подобной машины, не сохранилось.
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Сверхтяжелые танки СССР.