Давайте на время отвлечемся от привычных тем и перенесемся в город Ковров. Помимо известных мотоциклов, здесь есть на что посмотреть. Во время своей поездки я обнаружил настоящую жемчужину для любителей военной техники — редкий бронетранспортер в местном Парке «Патриот».
«Патриот» — это федеральный проект, который знаком многим. Подобные тематические парки, посвященные военной истории и технике, открываются по всей России. Ковровский парк стал домом для множества интересных экспонатов, но один из них заслуживает особого внимания.
От танка к транспортеру: история БТР-50П
История этой машины начинается в 1954 году. За основу был взят легкий плавающий танк ПТ-76, на базе которого создали бронетранспортер БТР-50П. Его ключевой задачей стала переброска десанта — он мог взять на борт до 20 солдат. Производство продолжалось до 1970 года, и за это время было выпущено примерно 6500 единиц. Сегодня встретить такую технику — большая редкость.
Однако в Коврове представлен не просто БТР-50П, а его уникальная модификация — БТР-50ПУМ. Это значительно более редкая машина, о которой и пойдет наш рассказ.
Что такое БТР-50ПУМ?
БТР-50ПУМ — это модернизированный вариант командно-штабной машины (КШМ) БТР-50ПУ. Такие машины были «мозговыми центрами» на поле боя, обеспечивая управление танковыми и мотострелковыми подразделениями. Их главное отличие от базового транспортера скрыто внутри.
Обратите внимание: Рассказываю о главной особенности Е-100, о которой не все знают и за которую я полюбил этот танк.
Внешне КШМ можно узнать по характерной нише штурмана в правой части верхнего лобового листа, где установлены три призменных прибора наблюдения ТНП-Б. Еще один внешний признак — отсутствие смотровых окон в бортах корпуса.
Особенности конструкции и внутреннего устройства
Конструкция машины была подчинена одной цели — эффективной работе штаба. Задняя часть крыши сделана сплошной, без откидного листа. Это было необходимо для крепления антенных мачт во время марша. На крыше установлена небольшая вращающаяся башенка с прибором кругового обзора ТПКУ-2Б.
Позади башенки расположены не один, а два посадочных люка с распашными крышками. Внутри штабного отделения для работы с картами и документами был предусмотрен стол. Естественное освещение обеспечивал иллюминатор в крыше, который при необходимости закрывался бронекрышкой.
«Сердцем» машины был мощный комплекс связи. В него входили радиостанции Р-112, Р-113 и Р-105, радиорелейная станция Р-403БМ, приемник Р-311 и полевой коммутатор П-193А. Для навигации использовались датчик курса, датчик пути и курсопрокладчик.
Энергопотребление такого количества оборудования было высоким. Поэтому БТР-50ПУ оснащался четырьмя основными и пятью запасными аккумуляторными батареями, а также переносным бензиновым генератором. Не забыли конструкторы и о системах жизнеобеспечения: фильтровентиляционной установке, системе противопожарной защиты и отдельном отопителе для штабного отделения.
Детали и оснащение
Обратите внимание на внутренние стенки машины. Видны многочисленные крючки и держатели. На них крепились ящики с запасными частями, инструментами и другим необходимым для длительной автономной работы оборудованием. К сожалению, на экспонате в Коврове этого оснащения нет, но его можно рассмотреть на архивных фотографиях.
Штатно машина комплектовалась набором антенн: тремя четырехметровыми, одной 11-метровой и одной 10-метровой. Все это превращало БТР в полноценный подвижный командный пункт.
Вместимость, по сравнению с базовой моделью, значительно сократилась. Если БТР-50П брал на борт 20 десантников и 2 членов экипажа, то в штабном варианте размещалось 9-10 человек: командиры, связисты и операторы.
Модернизации и редкие модификации
БТР-50ПУ неоднократно совершенствовался. Так появилась модификация ПУМ (как в Коврове), которая отличалась усиленным бронированием и более современным радиооборудованием. В 1972 году на вооружение приняли вариант БТР-50ПУМ1.
Существовала и другая командно-штабная версия — БТР-50ПН, с несколько иным набором специального оборудования. Точное количество выпущенных КШМ неизвестно, но данные говорят об их исключительной редкости.
Согласно открытым источникам, на 1991 год в СССР числилось всего 5 БТР-50ПУМ и 1 БТР-50ПУ. Несколько машин было у Финляндии, одна поставлена в Никарагуа. Какое-то количество этих машин, вероятно, остается на вооружении России и сегодня.
Где можно увидеть БТР-50ПУМ сегодня?
Увидеть эту редкую машину вживую — большая удача. В России она представлена в нескольких местах:
- Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге.
- Бронетанковый музей в Кубинке.
- Парк «Патриот» в Коврове.
Единичные экземпляры есть также в музеях Венгрии и Израиля.
Интересно, что шасси снятых с вооружения БТР-50ПК послужили основой для создания других специальных машин. Например, на такой базе была сделана установка разминирования УР-67, о которой я уже рассказывал.
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Встретил очень редкий штабной бронетранспортер БТР-50 ПУМ. Рассказываю подробно.