
Поздним вечером 1 июня 1999 года рейс American Airlines, выполнявшийся на самолете McDonnell Douglas MD-82 и направлявшийся в Литл-Рок, был задержан в аэропорту Далласа из-за неблагоприятных погодных условий. Для Техаса грозы в это время года — обычное явление, однако длительное ожидание создавало напряжение как для пассажиров, так и для экипажа, вынужденного соблюдать жесткое расписание для поддержания эффективности работы авиакомпании.
Экипаж под давлением
Командиром воздушного судна был Ричард Бушман — опытный пилот с почти 20-летним стажем в American Airlines. Его вторым пилотом являлся Майкл Оригел, недавно присоединившийся к компании, но имевший за плечами службу в ВМФ и опыт коммерческих полетов. Задержка вызвала у пилотов нервозность, усугубляемую тем, что их рабочий день подходил к концу. Если бы самолет не вылетел в течение часа, рейс пришлось бы отменить. Ознакомившись с прогнозом, экипаж пришел к выводу, что успеет приземлиться в Литл-Роке до того, как шторм достигнет пиковой силы.

Тот самый самолет McDonnell Douglas MD-82. Источник: https://www.airhistory.net/photo/300364/N215AA
Роковое решение
Наконец, в 22:40, с опозданием почти на два часа, MD-82 вылетел из Далласа. Вскоре диспетчер сообщил экипажу обстановку: «Сейчас возле Литл-Рока на радаре большая дыра, грозовые тучи слева и справа, а над самим Литл-Роком ясно — как в боулинге». Он также предупредил, что облака движутся быстро и могут помешать посадке, посоветовав прибыть как можно скорее.
Несмотря на ухудшающуюся погоду и непрекращающиеся вспышки молний, атмосфера в кабине сначала оставалась спокойной, пилоты даже обменивались шутками. Примерно в 130 километрах от аэропорта капитан Бушман объявил пассажирам о начале снижения, обратив их внимание на «захватывающее зрелище» сильной грозы за бортом.
Цепь критических ошибок
В 23:39 диспетчер передал предупреждение о сдвиге ветра и изменении его направления, что вынудило экипаж сменить посадочную полосу для обеспечения встречного ветра. Этот маневр отвел самолет от аэропорта на несколько минут, и из-за особенностей курсового радиомаяка пилоты не видели, что над самой полосой уже бушевала гроза.
К 23:44 второй пилот доложил, что экипаж больше не видит взлетно-посадочную полосу, и визуальный заход на посадку стал невозможен. Было получено разрешение на посадку по приборам.

Аэропорт Литл-Рок.
В 23:49 диспетчер передал последний прогноз: боковой ветер при посадке уже превысил допустимые для MD-82 пределы. Пола была мокрой, самолет сильно трясло. Сильный дождь катастрофически ухудшал видимость, которая к моменту приземления упала до 480 метров — значительно ниже установленного минимума. Капитан Бушман, теряя самообладание, воскликнул: «Терпеть не могу приземляться, когда толком не видно, где мы!»
Несмотря на критически плохую видимость, сильнейший боковой ветер и два предупреждения о сдвиге ветра, экипаж принял роковое решение не уходить на запасной аэродром и продолжил заход на посадку.
Катастрофа
В 23:50 самолет коснулся полосы и на скорости около 160 км/ч выкатился за ее пределы. Он пробил защитную берму, снес несколько элементов курсового радиомаяка и врезался в стальную конструкцию, поддерживающую огни подхода к ВПП, которая из-за неустойчивого грунта у реки была укреплена особенно надежно.
Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.
Удар раздробил носовую часть и разрушил левый борт фюзеляжа от кабины до первых рядов пассажирского салона. Самолет разломился на две части и остановился недалеко от берега реки Арканзас.В результате катастрофы погибли 10 пассажиров и командир экипажа Ричард Бушман. Сорок пять человек, включая второго пилота Майкла Оригела, получили серьезные ранения.

Место катастрофы.
Выводы расследования
Расследование Национального совета по безопасности на транспорте (NTSB) установило, что причиной катастрофы стала целая серия ошибок пилотов. Ключевой из них было решение садиться в экстремальных погодных условиях без веских на то причин. Экипаж проигнорировал ограничения по боковому ветру для данного типа самолета и два предупреждения о сдвиге ветра, что обязывало прекратить заход.
Пилоты также слишком поздно начали подготовку к посадке, действовали поспешно и пропустили несколько жизненно важных процедур. В частности, они не активировали систему автоматического выпуска спойлеров, которые уменьшают подъемную силу и повышают эффективность торможения, и забыли включить систему автоматического торможения. После касания полосы никто не попытался задействовать эти системы вручную. Фактически, самолет приземлился почти без тормозов.
Когда самолет начал выкатываться за пределы ВПП, оба пилота запаниковали и своими действиями лишь усугубили ситуацию. Командир, в частности, включил реверс тяги двигателей на режим, значительно превышающий рекомендованный в руководстве по летной эксплуатации MD-82, что привело к полной потере управления.

Место катастрофы.
Последствия и уроки
После этой катастрофы и инцидента в Палм-Спрингс, где также произошел выкат из-за проблем со спойлерами, American Airlines пересмотрела свои контрольные списки. Теперь от пилотов требовалось вручную подтверждать готовность системы спойлеров к автоматической работе перед самым приземлением.
Изначально авиакомпания пыталась отрицать, что пилот принял самостоятельное решение о посадке, перекладывая вину на диспетчеров и заявляя, что ее пилотам запрещено летать в такую погоду. Однако исследования показывают, что проблема «посадки любой ценой» носит системный характер. Уставшие после долгого рабочего дня, стремящиеся доставить пассажиров в пункт назначения и избежать дальнейших задержек, пилоты часто идут на неоправданный риск. Около двух третей пилотов признавались, что летали в грозу, особенно при наличии задержек. Аэропорт назначения под ними, и возникает соблазн: «А вдруг получится?»
Расследование авиакатастрофы в Telegram:
https://t.me/rumayday
[Мой] Самолет Аэропорт Авиация Полет Инцидент в гражданской авиации Авиакатастрофа Американский пилот Длинная статья Негативная 3Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: "Терпеть не могу приземляться, когда толком не видно, где мы!" Посадка любой ценой и катастрофа MD-82.