
На фото — уже отреставрированный аппарат в компании своего более позднего собрата (слева). Отличия между моделями незначительны: у ранней версии отсутствует спортивный видоискатель, немного другие ушки для ремня и есть дополнительное красное контрольное окошко для пленки на задней стенке.
Начало работы: оценка состояния
Как уже упоминалось ранее, в руки попался старый чехол, внутри которого находился крайне изношенный Voigtlander Superb. Первоначально он казался безнадежным, но учитывая его возраст и историческую ценность, было решено взяться за полную реставрацию. Список проблем был внушительным: неработающий счетчик кадров, почти не функционирующий механизм взвода, отсутствовала призма напротив шкалы выдержек, фокусировочный экран был разбит, а узлы фокусировки забиты песком и вращались с огромным трудом.
Полная разборка
Работа началась со стандартной процедуры: под декоративными наклейками были найдены винты, после откручивания которых снята верхняя крышка вместе с шахтой. Затем был извлечен весь узел с зеркалом и объективами.

Песок обнаружился и внутри затвора. Лепестки затвора были покрыты застарелой, побелевшей от времени смазкой.


В этот раз была проведена тотальная разборка, чего не делалось при ремонте первого подобного аппарата. Каждая деталь была тщательно отмыта — на этот процесс ушло огромное количество ватных палочек и растворителей.


Особенности конструкции
На фото представлен геликоид (резьбовой механизм фокусировки) съемочного объектива.

А так выглядит узел визирного объектива (хотя на снимке его самого не видно). Левый верхний глазок накручивается непосредственно на треугольную деталь с зеркалом. Остальные элементы регулируют его вращение и наклон самого зеркала. Это важная особенность конструкции, ведь верхний объектив действительно наклоняется в процессе фокусировки.

Отдельно выложен узел затвора для очистки.

После промывки начался неспешный процесс сборки затвора.

И остального корпуса.
Обратите внимание: Экономный ремонт Iphone 8.
Конструкция аппарата включает множество забивных осей, которые при разборке необходимо было аккуратно выстукивать, а затем запрессовывать обратно. На этом этапе также стало очевидно, что аппарат уже ремонтировался ранее: одно из ушек для ремня было отломано, выпилено и заменено новым, приклепанным на место.
Восстановление и замена деталей
Были установлены на место узел визирования, счетчик кадров и механизм взвода. Главной задачей стало изготовление нового фокусировочного экрана. Он был сделан из стекла.

Старый разбитый экран, как выяснилось, уже не был родным, что наводило на мысль о неоднократных падениях аппарата. Новый экран был изготовлен с сохранением оригинальной технологии крепления: он имеет трапецевидное сечение со скошенными торцами, что позволяет ему, словно по рельсам, входить в специальный паз.


Все линзы объективов были разобраны и тщательно промыты.

Финальная сборка и косметика
После сборки всех узлов были наклеены новые светоизолирующие шкурки. Створки шахты видоискателя отрегулированы и теперь плавно открываются пружинками, не разваливаясь в стороны. Облупившуюся черную краску на корпусе аккуратно подкрасили перманентным маркером, а кожаную отделку обновили специальной краской по коже. Ржавчина, оставшаяся на некоторых деталях, теперь выглядит не так навязчиво и лишь подчеркивает почтенный возраст экспоната. Фокусировка стала вращаться невероятно мягко — теперь более поздняя модель Superb кажется очень тугой в сравнении с этим.
Решение с призмой
Новая призма была подобрана и заказана из Китая. Она оказалась чуть меньше оригинала, но это лучше, чем если бы она была больше. Честно говоря, в данном случае она выполняет скорее эстетическую функцию, так как китайские производители нанесли полупрозрачное напыление не на те грани, и видно в нее крайне плохо. Призма была вклеена в специально спроектированный и распечатанный на 3D-принтере корпус.


Итоговый результат
Вот как выглядит аппарат после реставрации:


Полевые испытания
На этом этапе не остановились и решили проверить работоспособность аппарата в полевых условиях. В него была заправлена пленка.

Хорошо видно уникальное красное окошко, которого нет в более поздних версиях. В этой модели оно дублирует функцию контроля пленки. В новых версиях первый кадр выставлялся по окошку справа, а дальше работал механический счетчик.
Старый чехол окончательно пришел в негодность, поэтому его носовую часть пришлось убрать в карман.

Внешний вид аппарата вызывал любопытство у прохожих, которые интересовались, что это за «павук» такой.
Результаты съемки
Для теста использовалась оставшаяся бракованная пленка «Фомапан», поэтому пятнистая текстура на снимках была ожидаема. Главной целью было проверить работоспособность 92-летнего «дедушки».




Сами снимки получились с характерной «винтажной» атмосферой, будто им столько же лет, сколько и камере. От пленки «Фома» 120 формата я, пожалуй, откажусь. Оптика аппарата непросветленная, что дает не самый высокий контраст, но при этом изображение остается достаточно резким — насколько это можно оценить сквозь брак пленки.
На этом история реставрации завершена. Всем добра и берегите старую технику!
По вопросам ремонта фотоаппаратов — пишите в Telegram: ekilevph.
Больше интересных статей здесь: Гаджеты.
Источник статьи: Ремонт фотоаппарата Voigtlander Superb 1933.