Заглянем внутрь легенды: как устроена и работает Nokia 6600 на платформе WD2

monobogdanПосты о ремонте и моддинге ретрогаджетов.

После обсуждения Siemens C65 многие читатели справедливо отмечали, что настоящими иконами эпохи были телефоны Nokia. Это вдохновило меня на создание подробного обзора, где я расскажу не только о технической начинке легендарных Symbian-смартфонов, но и об уникальных программных особенностях этой платформы.

Если вам интересно, что скрывается внутри культовой «бочки», какую роль сыграли КПК Psion и какие инженерные решения использовала Nokia — добро пожаловать в увлекательное путешествие в прошлое!

Предисловие: эпоха Symbian

Телефоны Nokia по праву считаются легендарными, наравне с Sony Ericsson. В своё время они были у всех: от простых звонилок на S30 до продвинутых мультимедийных аппаратов на S40. А вершиной технологий были смартфоны на операционной системе Symbian с интерфейсом S60. Именно о них и пойдёт речь.

В нулевых термин «смартфон» означал кнопочное устройство с полноценной ОС, многозадачностью и широкими коммуникационными возможностями. Главным критерием была возможность установки нативных программ на C/C++, которые имели полный доступ к API системы, в отличие от ограниченных Java-приложений. Это открывало двери для портирования софта с других платформ.

Типичными представителями были устройства на Windows Mobile Smartphone Edition. Интересно, что обе главные ОС того времени — Windows Mobile и Symbian — берут корни от электронных органайзеров. Если с Windows Mobile всё понятно (это адаптированная Windows CE), то история Symbian гораздо интереснее.

От органайзеров Psion к Symbian

Всё началось в 1991 году с портативных органайзеров Psion Series 3 на ОС EPOC16. В 1997 году вышло новое поколение — Series 5 на 32-битных ARM-процессорах и революционной ОС EPOC32, написанной на C++. Её микроядерная архитектура, где драйверы были отдельными процессами, обеспечивала стабильность и высокую производительность.

В 1996 году Nokia выпустила первый Communicator 9000, гибрид телефона и x86-компьютера. Psion, увидев потенциал таких устройств, вместе с Nokia, Motorola и Ericsson основала компанию Symbian Ltd. В 1998 году вышла EPOC Release 5, адаптированная для мобильных устройств.

Первым смартфоном на Symbian (EPOC Release 5u) стал Ericsson R380 в 2000 году. Это был революционный аппарат с монохромным тачскрином, хотя и без возможности установки сторонних программ. Годом позже Nokia представила Communicator 9210 — первый Symbian-смартфон от финнов с возможностью установки софта, но на собственной оболочке S80.

Переломным моментом стал 2002 год и выход Nokia 7650 — первого Symbian-смартфона в привычном форм-факторе с оболочкой S60. Он был построен на новой аппаратной платформе WD2, которая стала основой для целой плеяды легенд.

А сегодняшний герой — один из самых популярных представителей той эпохи, легендарная «бочка» Nokia 6600. Давайте же заглянем под её капот и увидим, как была устроена платформа WD2.

Анатомия платформы: разбираем Nokia 6600

Смартфоны Nokia тех лет часто имели модульную конструкцию типа «бутерброда», что упрощало ремонт. Многие компоненты крепились на пружинных контактах и были взаимозаменяемыми.

Сердцем устройства был чипсет UPP WD2 — кастомная версия TI OMAP на ядре ARM926EJ-S с частотой 104 МГц. Интересно, что Nokia и TI объединили аппликационный процессор и GSM-модем в одном чипе, в отличие от распространённой в Windows Mobile схемы с раздельными чипами.

Память была представлена четырьмя чипами NOR-флэш по 8 МБ (суммарно 32 МБ) и 16 МБ SDRAM. NOR-память поддерживала технологию XIP (eXecute In Place), позволяя выполнять код напрямую из флэш-памяти, что экономило оперативку. Эта архитектура была унаследована от EPOC.

Чип UEM выполнял роль контроллера питания, ЦАП/АЦП и «часового» — он отключал питание, если процессор не откликался более 32 секунд. Для защиты от помех в сигнальных линиях использовались хрупкие EMIF-фильтры в стеклянных корпусах, часто выходившие из строя при ударах.

Радиочасть состояла из трансивера PMB3346 и усилителя Renesas. Это было относительно слабым местом платформы, и при ремонте мастера часто меняли компоненты по очереди, чтобы восстановить приём.

Ремонт осложнялся использованием жёсткого компаунда под микросхемами, а также сложной процедурой прошивки, требующей программатора и резервных копий сертификатов.

Магия включения: от кнопки до рабочего стола

Процесс загрузки был многоэтапным. После нажатия кнопки контроллер UEM включал регуляторы напряжения и ждал сигналов от процессора (этап «белого экрана»). Процессор выполнял код из BootROM, затем загрузчик из NOR-памяти проверял аккумулятор и режим запуска. После этого управление передавалось ядру Symbian, которое инициализировало драйверы, GSM-стек и в итоге запускало домашний экран.

Symbian: мощная, но сложная

Symbian была невероятно продвинутой и оптимизированной ОС для своего времени. Однако её API был сложным для разработчиков. Отсутствие нормального симулятора, неудобная IDE Carbide и нестандартные подходы (например, отказ от исключений C++ в пользу собственной системы обработки ошибок) создавали высокий порог входа.

Работа с графикой тоже была нетривиальной: чтобы получить прямой доступ к фреймбуферу для игр, нужно было вручную определять структуру дескриптора дисплея и формат пикселя. Но те, кто осваивал эти сложности, выжимали из скромного железа максимум.

На процессоре 104 МГц игры вроде Lock'n'Load выдавали стабильные 25-30 кадров без графического ускорителя! Эмуляторы NES и Sega работали практически на полной скорости. Для менее искушённых разработчиков существовала продвинутая Java-машина с расширенными API от Nokia, на которой работали аська, Opera Mini и множество игр.

Смартфон предлагал и богатые мультимедийные возможности: VGA-камеру, поддержку MP3, видео в MP4/AVI. И всё это — с настоящей многозадачностью в условиях всего 16 МБ оперативной памяти. Уровень оптимизации софта тех лет вызывает уважение.

Заключение

Вот таким был технологический шедевр своего времени — Nokia 6600 и платформа WD2. Это был симбиоз инновационной, хоть и сложной, операционной системы Symbian и тщательно продуманного аппаратного обеспечения. Их наследие — это напоминание об эпохе, когда инженерная мысль и оптимизация ценились не меньше, чем мегапиксели камер и гигагерцы.

Если вам интересна тематика ремонта, моддинга и программирования для ретрогаджетов — добро пожаловать в мой Telegram-канал «Клуб фанатов балдежа» и на YouTube.

В поисках артефактов для будущих статей!

Друзья! Для подготовки материалов объявляю розыск необычных устройств: китайских телефонов-консолей с джойстиком и предустановленными эмуляторами (хочу портировать на них новые эмуляторы), смартфонов-консолей на Android (например, Func Much-01), а также качественных подделок брендовых аппаратов 2009-2015 годов (особенно iPhone, HTC, Samsung). Также интересны первые Xiaomi Mi, Meizu на Exynos и телефоны Motorola на Linux (EM30, RAZR V8 и др.), которые были невероятно мощными для своего времени. Если у вас есть такие устройства и вы готовы их передать — пишите в Telegram (@monobogdan) или в комментарии. Спасибо!

Большое спасибо всем, кто помогает с поиском устройств! Без вас этот контент был бы невозможен.

Подготовлено при поддержке @Timeweb.Cloud

Больше интересных статей здесь: Гаджеты.

Источник статьи: Устройства, которые мы потеряли: на чём работает легендарная Nokia 6600?.