В этой статье я расскажу о ремонте своего мощного телеобъектива Tamron 150-600mm F/5-6.3 G2. Это супертелевик, который требует внимания к системе оптической стабилизации (VC). В комплекте с объективом идет специальный инструмент, но сегодня речь пойдет о восстановлении работы стабилизатора.

Проблемы со стабилизацией: симптомы и диагностика
Многие фотографы спрашивают, как проявляются неисправности стабилизатора и как их проверить. Часто владельцы долгое время используют объектив, не подозревая, что стабилизация не работает или работает некорректно. Признаки неисправности могут быть следующими:
Исправная система стабилизации тихо шуршит внутри объектива (этот звук действительно слышен) и как бы «замораживает» изображение в видоискателе, что особенно заметно на максимальном зуме 600мм. Без работающего стабилизатора или штатива съемка на таких фокусных расстояниях практически невозможна.
Существует два типичных сценария выхода из строя стабилизатора:
- Постепенное ухудшение: Сначала начинает изнашиваться или рваться гибкий шлейф (кабель), идущий к блоку стабилизации. Стаб не получает полного сигнала, и картинка начинает сильно дрожать. Снимать в таком режиме нереально. Иногда даже отключение стабилизации через переключатель не помогает — тряска и рывки остаются.
- Внезапный обрыв: Кабель рвется резко и полностью. Блок стабилизации просто перестает двигаться. Новички могут даже не сразу заметить эту поломку, списывая смазанность кадров на свои ошибки.
В данном случае мы имеем дело с первым сценарием. Владелец объектива — внимательный фотограф, который сразу диагностировал проблему и заранее приобрел необходимые запасные части. Осталось только передать объектив мне на неделю для замены кабеля. Именно этот процесс я и хочу показать.

Объектив обладает внушительными размерами и весом. При сборке производитель использовал мощный фиксатор резьбы, который не поддался даже нагреву паяльником. Один из винтов умудрился сломать мою хорошую отвертку.
Разборку, как это часто бывает, начинаем с задней части, откручивая крепление байонета.


Конструктивные особенности и модульный подход Tamron
На фото ниже — снятый модуль привода автофокусировки. Современный подход к сборке, который применяет Tamron, впечатляет: весь привод автофокуса вместе с мотором и датчиками положения собран в единый блок, который крепится всего на четырех винтах. Это очень удобно для ремонта!
Для сравнения, недавно я ремонтировал объектив Nikon 24-70mm f/2.8, где все элементы привода были разрознены и снимались через сложные манипуляции. За такой логичный и продуманный дизайн хочется выразить глубокое уважение инженерам Tamron.

Вот он — виновник неполадок, кабель, который предстоит заменить.
Обратите внимание: Как открыть мастерскую по ремонту техники и электроники..
Что касается длины этого кабеля, то здесь я только в начале пути разборки.
Интересная особенность: фиксатор зума
У этого объектива есть полезная функция — фиксация выбранного фокусного расстояния с помощью специального кольца. Реализована она просто и элегантно: при повороте кольца три муфты зажимают кольцо зумирования, предотвращая его самопроизвольное проворачивание. Механизм показан на фото ниже.

Продолжаем углубляться в конструкцию.

Обратите внимание на заводскую маркировку на винтах. Это нечастое, но важное явление для сборщика. Коллекционеры и ремонтники иногда упускают этот момент, что может привести к ошибкам.

Продвигаемся дальше внутрь корпуса.


Работа с оптическими элементами
Теперь начинается самая ответственная часть — необходимо снять линзы. Здесь главное — не запачкать и не повредить оптические поверхности.

Общий вид внутренностей.

Перед нами комбинированный узел, содержащий механизм диафрагмы и блок стабилизации. Его тоже нужно аккуратно разобрать.

Ключевая идея — аккуратно снять декоративное матовое кольцо, окружающее линзу. Я решил поддеть его аккуратно и, приложив некоторое усилие, снять так, чтобы не осталось следов разборки. Это кольцо имеет нежное матовое покрытие, устойчивое к случайным касаниям при чистке.

Под снятой линзой обнаруживаются регулировочные прокладки (шайбы). Их необходимо обязательно пометить и вернуть на свои места. В противном случае будет практически невозможно правильно отрегулировать положение оптического блока. Использование прокладок — это бюджетное решение Tamron для юстировки. У таких гигантов, как Canon, Nikon или даже Sigma, для этих целей обычно используются эксцентриковые винты, позволяющие регулировать собранный блок линз.

Наконец, поврежденные кабели удалены. Степень их износа немного озадачивает: они находятся в фиксированном положении и, судя по всему, имеют заводской дефект (что-то вроде перелома в определенном месте). Довольно странно.

Переходим к следующему узлу.

Здесь я немного схитрил: использовал специальные втулки, чтобы отогнуть матовую наклейку и получить нормальный доступ к винтам.

После этого основная сложность позади, и сборка пойдет значительно быстрее.

Сборка и смазка
Небольшое количество специальной смазки лишним не будет. Важно использовать именно ту, что не выделяет масла и безопасна для пластиковых деталей объектива.


Собираем крупный узел обратно.


Красавец-объектив готов к тестовым съемкам! Результаты проверки работоспособности стабилизатора я выложу в комментариях.

Часто задаваемые вопросы (FAQ)
1) Где вы находитесь?
Я работаю в городе Челябинске.
2) Обратная связь
В комментариях я всегда рад услышать конструктивную критику, предложения и вопросы, связанные с фототехникой и ее ремонтом.
3) Личные вопросы и утилизация
Личные сообщения, в том числе по вопросам утилизации неисправной фототехники, можно направлять в Telegram: @L0master
Больше интересных статей здесь: Гаджеты.
Источник статьи: Отчет по ремонту объектива Tamron 150-600 5-6.3 G2.