Встреча с раритетом
Мне посчастливилось найти настоящую редкость — японскую камеру Fujita 66 SL, выпущенную в 1959 году. Несмотря на то, что в своё время это была бюджетная модель, она обладала передовыми для эпохи функциями, включая прыгающее зеркало (механизм, при котором зеркало всегда опущено и поднимается только в момент съёмки). Эта технология тогда была инновацией. Известно, что аналогичные копии выпускались под брендами Калигар и Солигор.
Запутанная история и начало работы
Предыдущий владелец рассказал, что камера вместе с другой была отправлена мастеру на ремонт, но тот, решив, что уже не справляется, просто упаковал их и вернул обратно. В итоге я приобрёл обе в том виде, в каком они были. Камера представляет собой своеобразный конструктор для взрослых, собранный в крупный автономный блок, что, к счастью, облегчило понимание её устройства.

Первым делом я занавесил окна, чтобы разобраться в работе механизма затвора: понять, как движутся шторки и где находятся точки их крепления. Это было необходимо для точного изготовления новых шторок взамен изношенных.

Основная проблема заключалась в оторвавшейся ленте, которая приводила шторки в движение. Кроме того, при разборке выяснилось, что старые шторки стали жёсткими и залипали. В целом, инженерные решения в камере мне очень понравились — они просты и ремонтопригодны, если не считать микроскопических винтов со слизанными шлицами, которые порой приходилось просто высверливать.

Изготовление новых шторок
Я вырезал новые шторки из специальной ткани, которую изготовил самостоятельно. Она получилась толще, чем стандартная для 35-мм камер, но, несмотря на мои опасения из-за узкой конструкции, подошла идеально и не создавала трения.

Интересная особенность конструкции — штора и её приводная лента представляют собой единое целое и вырезаны из одного куска материала.

Я приклеил ткань к древку и зафиксировал металлическими полосками (бусинами). Обычно это более трудоёмкий процесс, когда каждый элемент крепится отдельно, но здесь всё получилось сделать быстро. Бусины нужны были для укрепления краёв шторы.
После намотки я проверил равномерность хода. Изначально заменил только одну порванную шторку, но в итоге поменял и вторую, так как старая потрескалась и стала блестеть от высыхания, что могло привести к засорению механизма.



Наконец, все детали были собраны воедино.

Отдельного восхищения заслуживает элегантная система регулировки натяжения шторок. Вместо привычных контргаек и шпонок здесь используется простая пружинная проволока, удерживающая вал. Собрать и настроить такой механизм — одно удовольствие!

Исправление других неисправностей
Также вышел из строя счётчик кадров. Кроме того, резьба на двух винтах, фиксирующих ручку, была полностью слизана из-за высокой нагрузки. Пришлось рассверлить отверстия и нарезать новую резьбу М2.5 вместо М2. К счастью, у меня был нужный метчик и комплект винтов — инструмент, который редко встретишь в хозяйстве.

Блок синхронизации вспышки на задней панели был повреждён: резьба шестерни сорвана, а провода перетёрты. Поскольку я не планировал использовать вспышку, я просто демонтировал этот узел и аккуратно закрыл отверстие.

Восстановление внешнего вида
После сборки и регулировки зеркала камера приобрела рабочий вид. Раньше этот механизм не функционировал, а теперь работает как часы!
Обратите внимание: Экономный ремонт Iphone 8.
Боковые панели были покрыты каким-то материалом без подложки, который предыдущий мастер сильно повредил при попытке разобрать камеру в поисках винтов. Задняя крышка была помята. Я её выправил, подогнал для плотного закрывания и покрасил, чтобы скрыть следы ремонта. Для такой тонкой работы специальных инструментов, увы, не нашлось.

Я полностью очистил боковины от остатков старого покрытия.
Проблема с объективом и её решение
У этой редкой камеры отсутствовал родной объектив, а резьба крепления — нестандартная М44. Найти такой объектив отдельно — задача непростая и дорогая, их цена на аукционах сравнима со стоимостью самой камеры. В качестве временного решения я решил установить заглушку из доступного любительского объектива, для чего приобрёл камеру-донор.

Не без сожаления я разобрал донора.

Затворный механизм и ненужные части корпуса были безжалостно удалены. Изначально я хотел закрепить объектив через проставки, но рабочее расстояние не позволяло — пришлось врезать его глубже в байонет.

Чтобы сохранить светосилу и возможность фокусировки на бесконечность, я спроектировал и напечатал на 3D-принтере новый корпус для объектива. Решение получилось очень компактным и аккуратным.

Задняя линза была установлена на место.

Далее я собрал лепестковый механизм диафрагмы с новым приводом в напечатанном корпусе.

По современной традиции я добавил кольцо фокусировки.


Корпус объектива был зафиксирован сверху другой напечатанной деталью, которая также удерживает кольцо диафрагмы.

Затем была установлена оригинальная крышка байонета. Она прилегла настолько плотно, что не потребовалось дополнительной фиксации. Натяжения нет и, надеюсь, не будет.

Финальный результат
Вот как выглядит камера в сборе. Верхнее кольцо отвечает за фокусировку, нижнее — за диафрагму. Пока нет маркировок, но я добавлю их позже.
Для завершения образа я сшил чехол из искусственной кожи. Он получился тонким и аккуратно скрывает следы вмешательства в конструкцию.


Камера теперь фокусируется на бесконечность. Оптическое качество самодельного объектива, конечно, далеко от идеала (тройка без покрытия), но это самое доступное решение для заполнения пустого байонета. Выглядит он не чужеродно и выполняет свою основную функцию. Всё собрано на совесть.
На этом история ремонта Fujita 66 SL завершена. Берегите старую технику!
[Мои] поделки своими руками с мастер-классом по ремонту фотоаппаратов, пленочных фотоаппаратов, длинный пост 5
Больше интересных статей здесь: Гаджеты.
Источник статьи: Ремонт Fujita 66 SL.