Восстановление и тестирование аккумуляторной сборки для электродоски Efoil

Процесс восстановления аккумулятора

Работа по восстановлению аккумуляторной сборки заняла продолжительное время. Несмотря на значительное падение напряжения в каждой параллельной цепочке, ток утечки оказался небольшим — около 100 мА. Для зарядки использовался лабораторный блок питания (LBP).

Важно отметить, что аккумулятор изначально был собран не из новых элементов, поэтому существовал высокий риск безвозвратной потери значительной части его номинальной ёмкости.

Я предполагаю, что сборщик из Санкт-Петербурга, который поставлял комплектующие, мог бы подтвердить качество своей работы. Лично у меня к нему нет претензий, поскольку основная проблема возникла позже: в предыдущей мастерской аккумулятор был полностью разряжен, не заряжался и простаивал в таком состоянии три месяца. Сами же элементы конструкции выглядят вполне добротно.

На фотографии представлен оригинальный литий-ионный элемент Samsung 30Q.

Диагностика и оценка элементов

На мой взгляд, измерение внутреннего сопротивления непосредственно на параллельных проводах, припаянных к сборке, — процедура малоинформативная. Многие опытные специалисты советуют простой тест: попробовать стереть маркировку на изоляторе элемента пальцем. Для справки: конкретно эти элементы были извлечены из сборки. Это субъективный, но показательный признак их возможного происхождения.
Результат первоначальной проверки: аккумулятор сбалансирован и заряжен до 4.2 В, однако система отказывается включаться. Было опробовано три варианта мобильных приложений для диагностики. Только с последним удалось «оживить» систему при подключении зарядного устройства. Ссылку на приложение могу скинуть в личные сообщения по запросу. Это ПО позволяет отслеживать напряжение на каждой параллельной группе, что соответствует реальной картине состояния сборки.
Каждый отдельный элемент имеет формат 18650, модель Samsung 30Q с заявленной ёмкостью 3000 мАч. В сборке используется 18 таких элементов, соединённых параллельно. Простой расчёт: 18 шт. * 3000 мАч = 54 А·ч (в предыдущей публикации здесь была допущена опечатка).

Стенд для нагрузочного тестирования

Для тестов у меня есть самодельный нагрузочный стенд.

Его возможностей (54В, 10А) для начальных испытаний было достаточно. Сейчас я собираю более мощный стенд на 1800Вт и ищу подходящие компоненты. Пока же меня устраивает нагрузка в 500 Вт. Работа над этим продолжается. Ниже показан прототип новой конструкции.

По результатам тестов аккумулятор показал фактическую ёмкость 48.5 А·ч при теоретической 54 А·ч. Я считаю этот результат вполне положительным, учитывая историю эксплуатации сборки.

Мощный контроллер VESC

На фото представлен контроллер VESC. Это универсальное решение, которое можно использовать с большинством типов двигателей для небольших электромобилей. Производитель ориентирован на рынок электрических гидрофойлов (efoil) и скейтбордов. В среде энтузиастов этот контроллер часто применяют для модернизации электросамокатов и велосипедов. Яркий пример того, что возможности устройства не стоит оценивать по его компактным размерам.

Данная модель контроллера имеет номинальный выходной ток до 200 А. Его настройка осуществляется через специальную компьютерную утилиту VESC Tool. Для подключения используется программатор с интерфейсом USB Type-C. В приложении можно детально настроить тип двигателя, его рабочие параметры и привязать пульт управления. Контроллер совместим с большинством типов радиоаппаратуры: джойстиками, курковыми передатчиками, энкодерами и т.д. Важно отметить: из-за неопытности и неверных настроек можно легко вывести двигатель из строя. Если возникнут вопросы по настройке — пишите, постараюсь помочь.

Проблема с передатчиком и итоги

В процессе работы полностью вышел из строя передатчик управления. Пришлось заказывать новую деталь из Китая, и её доставка заняла 40 дней. Связь между передатчиком и контроллером осуществляется через UART-интерфейс (шины RX-TX). После получения нового пульта его необходимо было привязать к контроллеру, как показано на изображении выше.
К сожалению, в данный момент я не могу прикрепить к посту видеоматериалы. Они бы наглядно дополнили описание.

Продолжение истории — в следующей статье.

Сообщество технического обслуживания электрорегулировщика, длинный пост 8

Больше интересных статей здесь: Гаджеты.

Источник статьи: Efoil-2.