Введение: Загадка на картине

Картина неизвестного художника XIX века «Крестьянка в кокошнике» ставит перед зрителем интересный вопрос: а действительно ли на женщине изображен кокошник? Этот пример наглядно показывает, насколько сложна и разнообразна тема традиционных русских головных уборов. За привычным образом кокошника скрывается целый мир удивительных аксессуаров, каждый из которых имел свое значение, форму и региональные особенности. Давайте совершим путешествие в этот мир и узнаем, что носили на голове русские женщины несколько веков назад.
Главное правило: девичья коса и женский покров
Прежде чем погрузиться в многообразие фасонов, важно понять ключевой социальный код, зашифрованный в головном уборе. Для девушек на выданье было характерно оставлять макушку и, что особенно важно, косы открытыми. Длинная, густая коса была предметом гордости, символом красоты и здоровья. Иногда ее даже дополняли искусственными прядями. Совершенно иначе обстояло дело с замужними женщинами: по строгому обычаю они должны были полностью покрывать волосы, что символизировало их новый статус и скромность.
Повседневная классика: платок и его искусство

Н.А. Ярошенко
Самый универсальный и распространенный головной убор — это, безусловно, платок. Его носили и девушки, и замужние женщины, но способы ношения различались. Девушке достаточно было накинуть платок на голову, не пряча косы, в то время как замужняя женщина тщательно убирала под него все волосы. Повседневные платки шили из домотканого холста, украшая вышивкой или набивным узором, а в XIX веке огромную популярность завоевали яркие хлопчатобумажные платки фабричного производства. Любимыми цветами были жизнерадостный красный и практичный синий.
Особую изысканность демонстрировали казачки, которые часто предпочитали кружевные платки или украшали ими обычные. Это был тонкий социальный маркер, подчеркивающий их более высокий, по сравнению с крестьянками, статус. Замужние женщины иногда носили сразу два платка: нижний, часто белый, полностью скрывал волосы, а верхний, более нарядный, повязывали особым образом, чтобы его край обрамлял лицо. Способы завязывания тоже многое говорили о возрасте и положении: под подбородком — для девушек и пожилых женщин, концы назад — для молодых замужних.
Девичьи украшения: от лент до венков

С.А. Антонов, Девушка, собирающая цветы (1842) Государственный Русский музей
Поскольку девушки могли демонстрировать свои косы, они с удовольствием их украшали. Самый простой способ — вплести яркую ленту. Это был не просто декор: в некоторых регионах лента сигнализировала о достижении брачного возраста, а вплетенная лишь наполовину — о помолвке. Концы кос часто украшали бантами или специальным украшением — косником. Косник представлял собой треугольник из нарядной ткани, богато расшитый бисером или жемчугом.

Они также могли повесить на конец косы украшение, называемое косник. Чаще всего косник представляет собой треугольник, сшитый из красивой ткани и украшенный вышивкой. Замужние крестьянки носили две косы, заправленные под головной убор.

Девушка с венком из цветов. 1903. Калужская губерния
Настоящим праздничным аксессуаром для девушки был венок. Его плели из живых или искусственных цветов, изготовленных из воска или крахмальной ткани. Венки, популярные на юге России и Украине, дополнительно декорировали бисером, перьями селезня и павлина. Изначально такой убор надевали на все праздники, но к началу XX века он стал преимущественно свадебным, украшая голову невесты и ее подруг.
Праздничные девичьи уборы: повязка и венец


Для особых случаев — рождественских посиделок, Троицы или девичника — девушки надевали более сложные уборы. Одним из них была повязка (или перевязка). Это полоса дорогой ткани (бархата, шелка) на твердой основе, которая надевалась на лоб и завязывалась сзади под косой. Она подчеркивала красоту и праздничное настроение.

Емецкий свадебный рынок
Интересно, что головной убор мог служить и социальным индикатором. На знаменитой Емецкой ярмарке невест в Архангельской губернии девушки из состоятельных семей появлялись в нарядных шелковых платках, в то время как бедняжки довольствовались простыми ситцевыми.

Корона конца XVIII века — начала XVIII века. XIX век, Коллекция Метрополитен-музея, Нью-Йорк, лицевая и оборотная стороны
Вершиной девичьего праздничного наряда был венец (или коруна). Это был настоящий шедевр народного искусства. Основу из бересты или картона обтягивали тканью и густо украшали речным жемчугом, бисером, позументом, цветной фольгой и даже имитацией драгоценных камней. Сзади к венцу крепилась широкая парчовая лента, ниспадавшая по спине. Существовали разные формы: узкие обручи, характерные для юга, и высокие «городатые» короны с зубчатым верхним краем, распространенные на русском Севере. К концу XIX века венец окончательно закрепился как главный головной убор невесты.

Корона Южной Руси, село Ивоть, Орловская губерния (ныне Брянская область
Эта корона распространена в южных губерниях Европейской России и в Тобольской губернии.

Д. Г. Левицкий. Портрет дочери художника Агафьи (Агаты) Левицкой. 1785
Другой тип короны более широкий, вырезается из бересты или картона и оклеивается холстом. Поверхность его либо полая, либо сплошная, верхний край зазубрен, и, как говорят фермеры, «там есть города». Эта корона может быть в форме сердца, с резным краем, напоминающим корону, или полуовальной формы с более высокой передней частью. Передняя часть короны украшена жемчугом, бисером, драгоценными или полудрагоценными камнями, цветным стеклом в металлической оправе, перламутром, цветной фольгой, узорами золотого шитья, медными или латунными листьями на проволочных стеблях. Спинка обтянута тканью.
Обратите внимание: Гаубицы — дальнобойные орудия, являющиеся одним из основных средств артиллерии.
Эту корону обычно прикрепляли к узкой парчовой ленте с длинной лентой на конце. Его завязывали под косой на затылке. Дополнительным украшением диадемы был бисерный или жемчужный ободок, ниспадавший на лоб, и широкая парчовая лента, которая крепилась к диадеме сзади и ниспадала по спине девушки до лопаток. Короны с малыми городами распространены по всему северу европейской части России: в Архангельской, Вологодской, Олонецкой, Новгородской областях, на севере Костромской области, на северо-западе Тверской области, в Ленинградской области и в некоторых деревнях Пермского края. В конце XIX века корона из праздничного головного убора превратилась в церемониальный и стала головным убором невесты.Сложный мир замужнего головного убора

Головной убор замужней женщины был сложной конструкцией, часто состоящей из нескольких частей. Основой служил повойник (или волосник) — мягкая шапочка из ткани, которая плотно облегала голову и полностью скрывала волосы. Выйти на улицу в одном повойнике считалось неприличным, поэтому поверх него всегда надевали что-то еще.

«Тихвинка в кокошнике» (1831), фрагмент картины Федора Солнцева
Повседневным верхним убором был платок, а по праздникам — нарядные сорока или кокошник. Повойники тоже различались: будничные шили из простого холста, а праздничные — из дорогих тканей с вышивкой и бисером.

«Девушка из Подолья, около 1800 года» Василия Тропинина
Надев повойник, затяните его сзади и вденьте в его нижний край ленту. Он плотно прилегает к голове. Другие названия: волосник, сдериха, подубрусники шамшура. В современной Украине аналогичную функцию выполняет чип под названием «очипок.
Кика и сорока: южнорусское своеобразие

Киджа

Кишка с рогами. Скопинский район, Рязанская область. 1900-е годы
На юге России (в Рязанской, Тульской, Калужской губерниях) вместо мягкого повойника часто носили кику (или кичку). Ее отличительная черта — твердая основа причудливой формы, иногда с рогами, что связывают с древними культами плодородия. Сама кика была лишь нижней частью убора.

сорока

сорока
Поверх кики надевали сороку — нарядный чехол, часто самый богато украшенный элемент гардероба молодой замужней женщины. Сорока могла иметь разную форму и была предметом особой гордости, ее берегли и надевали только по большим праздникам.
Царица убора: многообразие кокошника

Петр Дроздин. «Портрет купчихи в кокошнике» (1796)
И, наконец, знаменитый кокошник — праздничный головной убор замужней женщины. Его название происходит от слова «кокош» (курица), а форма напоминает гребешок. В отличие от девичьего венца, кокошник полностью скрывал волосы. Он изготавливался на твердой основе из картона или проклеенного холста, обшивался дорогой тканью (парчой, бархатом) и обильно украшался. Существовало несколько основных типов кокошника, каждый со своим регионом бытования.

Виктор Васнецов. Портрет В. С. Мамонтовой работы Кокошника, 1884 г
Однорогий кокошник (в виде округлой шапочки с поднизью из жемчуга на лбу) был распространен в центральных губерниях России.

девушка в кокошнике и вуали, начало XX века.

Константин Маковский. Боярушня у окна»
Двурогий кокошник имел высокий твердый налобник в форме полумесяца, концы которого могли спускаться до плеч.

Абрам Клюквен. «Женщина в торопецком жемчужном головном уборе и тюрбане», начало XIX века
Кокошник-шишак, украшенный жемчужными «шишками», символизировал плодородие и богатство.

Алексей Венецианов. «Портрет Марфы Афанасьевны Венетьяновой, жены художника», в плоском цилиндрическом кокошнике и платке, 1828 г
Существовали и кокошники в виде цилиндра с плоским дном. Интересна эволюция кокошника: в допетровскую эпоху это был убор знати, после реформ Петра I он «спустился» к зажиточным крестьянкам и купчихам, а в XIX веке, в рамках интереса к народной культуре, стал модным аксессуаром и даже частью придворного костюма.

Платье фрейлины вдовствующей императрицы. Из альбома фотографий дам в придворных нарядах, утвержденного императором в 1834 году.
Художники, такие как Константин Маковский, прославились своими портретами современниц в стилизованных кокошниках, создав романтизированный, но прекрасный образ русской красавицы.
Заключение
Мир традиционного русского головного убора невероятно богат и символичен. Это была не просто деталь костюма, а сложный язык, который мог рассказать о возрасте, семейном положении, достатке и даже месте жительства женщины. От простого повседневного платка до величественного, усыпанного жемчугом кокошника — каждый убор был частью культурного кода и многовековой традиции, память о которой сохранилась в музейных коллекциях и на полотнах великих художников.
Некоторая информация взята отсюда
Федосюк Ю. «Что неясного в классике или в энциклопедии русской жизни XIX века"
Шангина И.И. «Традиционный русский быт. Русский костюм XVIII — начала XX века"
https://ru.wikipedia.org/wiki/Кокошник_(головной_убор)
[Мой] История России XIX века Российская Империя Костюм Политика Длинный пост 7Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Не только кокошник. О традиционных головных уборах.