Оживляем контроллер машиниста от ушедшего в историю электропоезда

Всем привет!

Пожалуй, самым желанным для меня оборудованием транспортной тематики был контроллер машиниста поезда. Однако, как это часто бывает, получить такую ​​копию не так уж и просто.

И вот, наконец, ко мне в руки не только попало какое-то управление, но и из «концептуального» поезда ЭМ2И появился весьма примечательный экземпляр, которого уже не осталось.

Итак, в сегодняшней статье мы расскажем, как работает такой контроллер и как его подключить. Как всегда, происходит много интересного.

❯ Суть такова


Случайно нашел старый контроллер поезда ЭМ2И. И, конечно, единственное правильное решение — подключиться к «Трейнзу» или «Метрострою».

Удивительно, но, несмотря на огромное количество доступных железнодорожных симуляторов, периферийное оборудование к ним практически отсутствует. Если вспомнить, сколько техники производится для любителей авиации, то обнаружится, что для людей, желающих ездить на поездах дома, ее практически нет.

Конечно, что-то еще существует. Есть такие вещи, как Raildriver, которые также изначально поддерживаются Trainz, но в России оказывается, что практичнее приобрести настоящий контроллер, чем этот.

Немного про электропоезда ЭМ2И

Прежде чем разобраться в связях, давайте поговорим о том, что это был за поезд.

EM2I — детище старых проектов EM1 и EM2. Все эти поезда представляют собой значительную модернизацию гораздо более старого ER2. Эта серия предназначалась для работы в качестве экспресса на маршруте в Домодедово.

В поезде было много нововведений, в том числе новые сцепки, полупантограф и электронная система управления. Они были изготовлены на Московском локомотиворемонтном заводе, а запасные части к ним поставляло некое АО «Спецлемонт».

Эта модель показала себя многообещающе. Здесь они развивают скорость до 100 миль в час, имеют мягкие сиденья и роскошный салон, все такие же, как и более дорогие японские иномарки.

К сожалению, история этих поездов с самого начала не благоприятствовала им. Уже в ходе испытаний выяснилось, что многие характеристики не соответствуют заявленным, а конструкция имеет множество фатальных недостатков. Этот редкий поезд в начале 2000-х годов находился в эксплуатации лишь короткий период времени и большую часть своего существования тихо гнил в депо и резервных базах. Этот проект стал весьма спорным. Машина была очень дорогой (примерно так же, как новый ЭД4М), имела небольшой срок службы (ведь шасси все еще была старой ЭРок), а также была очень ненадежна и неудобна в ремонте. В результате от их использования быстро отказались, а в 2019-2020 годах все автомобили (точнее, те, что остались после многолетнего простоя под открытым небом и постепенного разграбления вандалами) были разобраны на части и превратились в металлолом.

Но многие (и я в том числе) до сих пор сожалеют, что не успели покататься на этом неудавшемся, но все равно очень интересном MVPS.

Обзор оборудования


Теперь перейдем к аппаратному обеспечению. Я держал в руках прибор управления движением КМ-4А, взятый из одного из таких заброшенных поездов. Его скрутили много лет назад, поэтому он не успел сгнить, повредиться от рук вандалов или попасть в руки охотников за драгоценными металлами.

И это экспериментальный образец. Есть две ручки: обратного управления и прямого управления. Также имеется тумблер.

позиция.

Вид снизу.

Обратите внимание: Нужно ли очищать историю вызовов и SMS на телефоне?.

Вы можете увидеть камеру, которая является сердцем контроллера. В современных электромобилях используются бесконтактные контроллеры водителя (BCM), в которых вместо кулачков или контактных групп используются датчики (оптические или магнитные). Об этом типе контроллера мы поговорим чуть позже, а пока поговорим о нашем контроллере.

В качестве традиционного концевого выключателя здесь используется контактная группа кулачкового переключателя. Один из них по какой-то причине не используется и явно зарезервирован для другой модели или будущего использования.

Разъем для подключения устройства к внешнему миру — DB37F. Крепится к обычной фанере.

Та же наклейка «Спецремонт».

Вот как это работает: Индивидуальное движение рукоятки обеспечивается деталью сложной формы, в которую упираются подпружиненные ролики. Шестерни покрыты густой липкой смазкой.

Вдалеке виден тот же зажимной механизм.

Необходимую силу обеспечивают две мощные пружины.

По бокам имеются толстые стальные пластины, в которые вкручивается стойка и вставляется вал. Благодаря толщине (10 миллиметров) вес контроллера скромных размеров весьма внушителен и составляет чуть более 7 килограммов.

Кулачки


Внутренний контроллер очень похож на командный блок.

По сути, он содержит все те же контактные элементы, которые переключаются кулачком, размещенным на вращающемся валу. Разница лишь в том, что в командном блоке вал вращается электродвигателем, тогда как здесь вал соединен с ручкой контроллера водителя.

Ниже приведены примеры положений кулачка в различных положениях рукоятки.

Реверс


Начнем, пожалуй, с самого простого: с обратной ручки.

Три кулачка назначены, но один из них не используется. К остальным контактным группам подключено четыре провода, по одному в каждом из двух «активных» положений.
Кроме того, рукоятка реверса предотвращает перемещение главного вала. При нулевом значении ручки контроллера заблокированы. При этом переключить задний ход на ходу нельзя. Это достигается за счет использования диска с прорезями на главном валу и ролика на реверсе. Если вал находится в ненулевом положении, то ролики не войдут в пазы и реверс не переключится. При этом диск не сможет вращаться после того, как ролик окажется на месте, что обязательно заблокирует ручку контроллера.

Это положение этих двух частей в положении нулевой инверсии.

И это когда включаешь задний ход и поворачиваешь руль, чтобы завестись или затормозить.

Распиновка


Мне нужно было разобраться с распиновкой, чтобы понять, как работает сам контроллер, и, к счастью, у меня не возникло проблем с этим. Наконец-то она пришла вот так:

  1. 5-й кулачок (нормально открытый контакт)

  2. 4-й кулачок (нормально открытый контакт)

  3. 3-й кулачок (нормально открытый контакт)

  4. 2-й кулачок (нормально открытый контакт)

  5. 1-й кулачок (нормально открытый контакт)

  6. 3-й кулачок (нормально закрытый контакт)

  7. 2-й кулачок (нормально закрытый контакт)

  8. возвращаться

  9. вперед

  10. ничего нет

  11. вперед

  12. возвращаться

  13. 2-й кулачок (нормально закрытый контакт)

  14. 3-й кулачок (нормально закрытый контакт)

  15. 1-й кулачок (нормально открытый контакт)

  16. 2-й кулачок (нормально открытый контакт)

  17. 3-й кулачок (нормально открытый контакт)

  18. 4-й кулачок (нормально открытый контакт)

  19. 5-й кулачок (нормально открытый контакт)

  20. ничего нет

  21. ничего нет

  22. ничего нет

  23. ничего нет

  24. ничего нет

  25. ничего нет

  26. ничего нет

  27. ничего нет

  28. ЗАП/ОТП

  29. ЗАП/ОТП

  30. ничего нет

  31. ничего нет

  32. ничего нет

  33. ничего нет

  34. ничего нет

  35. ничего нет

  36. ничего нет

  37. ничего нет


Затем с помощью мультиметра посмотрите, какие контакты замкнуты и в каком положении.

Затем объедините все в одну таблицу:

Я посмотрел список контактов и решил использовать их все. Добавление еще нескольких контактов контроллера ничего не изменит, но значительно уменьшит вероятность отказа из-за отсутствия одного контакта на концевом выключателе.

Подключение к ПК


Для подключения контроллера к компьютеру достаточно платы от самого дешевого МК с поддержкой USB HID в формате Raspberry Pico, штекера DB37 и немного проводки...

>Продолжение материалов, связанных с Хабблом. К сожалению, все фотографии не уместились (их было очень много), но они самые суть и самые вкусные. Там же есть элементы кода и прошивки :)



  • Написано специально для читателей Timeweb Cloud и Pikabu. Подпишитесь на наш блог, чтобы не пропустить новый и интересный материал.

  • Также подпишитесь на наш эксклюзивный канал в Telegram, посвященный техническим, информативным и юмористическим вопросам об IT, технологиях и электронике. Это будет интересно.

  • Облачный сервис Timeweb Cloud — это реферальная ссылка, которая помогает поддерживать проект.

[мое]Электроника Время поезда Интернет Информация о поезде Электротехника Технологии Гаджеты Длинный пост 3

Больше интересных статей здесь: Гаджеты.

Источник статьи: Оживляем контроллер машиниста от ушедшего в историю электропоезда.