До того времени, как мы ушли на карантин, самоизоляцию и дистанционное обучение, такие процедуры, как ОГЭ и ЕГЭ были штатными. Предполагалось: механизм проведения ГИА будет настолько чётко и слаженно работать, что на выходе мы будем получать кристально честную, независимую оценку знаний выпускника.
Но теория, как обычно, не учла, насколько бывает изворотливым ум ученика, обделенного усидчивостью и способностями к изучению отдельно взятого предмета, зато одаренного апломбом, авантюризмом и неистощимой фантазией.
Кто не учился, того и ГИА не пугает. В ход пошли телефоны. Лет 10 назад до появления смартфонов выпускники писали смс прямо с экзамена, 1 телефон честно сдавая, второй пронося в аудиторию. Если в классе не получалось им воспользоваться, то ученик связывался со своим консультантом в туалете. Ответом на это стали металлоискатели на входе в ППЭ (пункт приёма экзамена). Ну, зато классические шпаргалки не звонят. Не получится заглянуть в классе, можно выйти в тот же самый туалет.
А то вот ещё повадились добрые люди публиковать в ночь накануне экзамена задания и ответы к ним в интернете, небезвозмездно, конечно, делясь информацией. Лично мне очень интересно, откуда происходила утечка, если задания открываются непосредственно в кабинете в день экзамена в присутствии детей и тут же раздаются. Организаторы в аудитории точно этого сделать не могут, ученики тоже. Значит, информация крадётся ещё раньше на этапе разработки заданий или закладывания в пакеты. Кто и зачем это делает? Вот в чём вопрос!
Но нас, педагогов, за 2-3 часа до экзаменов ежегодно инструктируют: не давайте выпускникам пользоваться вспомогательными материалами, постоянно передвигайтесь по аудитории, внимательно следите, чем занимаются дети. Будьте строги, но доброжелательны (интересно, это как?), передвигайтесь по классу так, чтобы не отвлекать ребят, следите за тем, что они делают под партой. Этакий надзиратель-душка-невидимка.
На практике это выглядело так. Идет экзамен. Я - педагог-организатор - с ассистентом не разговариваю вообще до того момента, пока выпускники не начнут сдавать бланки с ответами. Диалог ведём, как группа "Альфа" на операции: еле заметными кивками, глазами и жестами. Сохраняя доброжелательно-строгое выражение лица, бесшумным зорким коршуном кружу по аудитории, отчаянно кося глазами под парты. Вдруг вижу между рядами бумажку. Подкрадываюсь и быстро поднимаю. Таблица умножения! Подхожу к ассистенту и незаметно даю посмотреть. Обе закатываем глаза и тут же возвращаемся к доброжелательно-строгой маске на лице. Бедняжки! Это в 9-то классе всё ещё быть неуверенными в таблице умножения. Дааа, пришли со шпаргалками, значит, надо следить.
Через полтора часа потянулась вереница в туалеты... Ну мы-то знаем: именно там всевидящее око организатора их не настигнет. Но выходить из аудитории нам запрещено, сопровождающий будет следить за тем, что там делает ученик. Если ученик подозрительно задержится в кабинке, сопроводжающий из-под двери будет вопрошать: "Вам плохо? Может, проводить Вас к медработнику?" Обычно через полминутки после этого ученики выходят.
После экзамена в мусорницах в туалете лежат свитки, убористо исписанные "вспомогательными материалами". Предполагаю, что в заранее условленном месте ученики могут даже класть телефон. Возможно, кому-то одному удаётся его пронести, несмотря на металлоискатель. Лично у меня выпускница один раз случайно пронесла, хотя её на входе металлоискателем проверяли.
Практически каждый год после ГИА выясняется: выпускники опять придумали какой-то обходной механизм, произошла утечка материалов, раздаются гневные голоса: куда смотрели педагоги! А учителя организовывали процедуру экзамена, следили за учениками, смотрели, что на партах и под партами, остальное вне их компетенции. Единственное, что свидетельствует о недогляде со стороны учителей на экзамене, это фотографии КИМов (текстов с заданиями) в интернете. Хотя я могу предположить, что ученик мог исхитриться и сфотографировать КИМы в тот момент, когда выпускник сдавал бланки педагогу-организатору (там ведомости надо заполнить, бланки разложить, каждую бумажку пересчитать), ассистент тоже мог подключиться к этому процессу, поэтому столь пристального внимания аудитории уже не уделяется. Но наличие телефона у экзаменующегося на ЕГЭ - разве это вина учителей, работающих в аудитории?
Считаете ли вы, что ученик всегда найдёт способ перехитрить систему? Как вы думаете, как происходит утечка материалов ГИА? Делитесь своими историями и наблюдениями.
Больше интересных статей здесь: Гаджеты.
Источник статьи: Куда смотрел учитель?.