Подводная лодка в искусстве и реальности

Кадр из художественного фильма «Командир счастливой "Щуки"» (режиссёр Б. Волчек, 1972 год). Фильм романтизирует службу на подлодке, показывая моменты боевой тревоги, слаженную работу экипажа и выполнение сложных манёвров.
Подводная лодка — это морской хищник нового времени. Тихий, невидимый и смертоносный. Современные субмарины способны месяцами действовать автономно, незаметно приближаться к вражеским берегам и наносить удары крылатыми ракетами по стратегическим целям. После атаки они бесследно исчезают в морской пучине. Эти корабли — вершина инженерной мысли, ведь они созданы для работы в экстремальных условиях: при колоссальном давлении, низких температурах и в полной изоляции.

Николай Черкашин, капитан первого ранга, морской писатель и историк флота, объясняет уникальность подводной службы: «Освоить глубину океана сложнее, чем высоту. Условно можно считать, что каждые 10 метров глубины по сложности сопоставимы с 1 километром высоты в атмосфере. Путешествие на подлодке на километровую глубину по физическим и техническим параметрам сравнимо с межпланетным перелётом из-за чудовищного давления, требований к герметичности и выживанию экипажа».
Истоки: от легенд до первых опытов

Идея подводного плавания волновала умы с древности. Существует легенда, что Александр Македонский опускался на дно в стеклянном колоколе, хотя технологий для этого в его эпоху не существовало. Первые реальные шаги были сделаны лишь в XVII веке. Голландец Корнелиус ван Дреббель успешно испытал на Темзе вёсельную подводную галеру, но её чертежи и секрет системы регенерации воздуха были утрачены. Россия также не осталась в стороне от этих поисков. В 1724 году крестьянин-самоучка Ефим Никонов испытал свой «потаённый огненный снаряд» — прообраз подводной лодки — на Неве в присутствии Петра I.
Николай Черкашин комментирует: «К сожалению, точные чертежи лодки Никонова не сохранились. Распространённое изображение в виде бочки с рубкой — это, скорее, художественная реконструкция середины XX века. Я полагаю, что это было более сложное судно, возможно, собранное по принципу «корабль в корабле».

Проект Никонова, увы, не был успешным. Во время испытаний корпус дал течь, а после смерти Петра I в 1725 году интерес к нему угас, и в 1729 году работы окончательно прекратили.
Обратите внимание: История создания..
Россия вернулась к подводному кораблестроению позже, когда эффективность подобных аппаратов была доказана, и в мире началась настоящая гонка подводных вооружений.Прорыв XIX века и рождение флота
Как отмечает Николай Черкашин, долгое время над подлодками работали энтузиасты-одиночки: «Её изобретали все, кроме профессиональных кораблестроителей: монахи, революционеры, студенты. Ситуация изменилась с приходом военных инженеров, таких как Карл Шильдер, который в 1830-х годах построил первую в России цельнометаллическую подлодку, уже похожую на современные».

Лодка Шильдера вошла в историю как первый аппарат, осуществивший подводный пуск ракеты. Она приводилась в движение мускульной силой экипажа. Настоящим же рождением русского подводного флота считается май 1903 года, когда на воду была спущена и принята в состав флота подводная лодка «Дельфин».


«Дельфин» во время модернизации, 1904 год.
«Первый командир «Дельфина» был старшим лейтенантом Беклемишевым. Этот проект оказался удачным. Хотя лодке не довелось повоевать, она стала «учебной партой» для командиров последующих субмарин», — говорит Николай Черкашин.
Испытание войнами и эволюция

Русские подлодки приняли ограниченное участие в Первой мировой войне, действуя в основном в прибрежной зоне для защиты баз. Тем не менее, им удалось потопить несколько кораблей противника. Рекордсменом стала подлодка «Пантера», построенная в 1916 году. К тому времени лодки получили дизельные двигатели, совершенное торпедное вооружение и навигацию. Этот опыт позволил СССР к началу Второй мировой войны иметь развитый подводный флот. Отличительной чертой русских лодок стала конструкция с двойным корпусом: прочный внутренний корпус защищает экипаж и механизмы, а лёгкий внешний придаёт обтекаемую форму. Внутреннее пространство делится на отсеки, что повышает живучесть судна. Однако жизнь экипажа в тесных отсеках с ограниченным запасом воздуха, воды и без солнечного света была крайне тяжела.
«Первые серийные лодки были очень суровы к экипажу, — подтверждает Черкашин. — Корабельные врачи считали, что после двух месяцев подводного плавания в организме происходят необратимые изменения».
Атомная эра: мощь и комфорт
С появлением ядерных реакторов подлодки стали по-настоящему автономными, а условия службы на них — комфортнее. Улучшились системы очистки воздуха и опреснения воды, расширился рацион.
«На самых больших лодках появились зоны отдыха с живыми растениями и даже животными, сауны, бассейны. Пространство стало организовываться по каютному, а не кубричному принципу», — рассказывает историк.

Апофеозом советского подводного кораблестроения стали тяжелые ракетные подводные крейсеры проекта 941 «Акула» (по классификации НАТО — «Тайфун»). Это самые большие подводные лодки в мире. Их уникальная конструкция включает два параллельных прочных корпуса внутри одного лёгкого. Они несут 20 межконтинентальных баллистических ракет с ядерными боеголовками, каждая из которых способна нанести неприемлемый ущерб противнику.
«Мне довелось побывать на «Акуле» дважды. Это фантастика. Нет в технике ничего более сложного и впечатляющего. Это чудо технологического мира, подобное пирамидам древности», — делится впечатлениями Николай Черкашин.
Громадные размеры «Акулы» не только обеспечили невиданный комфорт, но и позволили ей стать настоящим «невидимкой». Современные российские подлодки мастерски используют толщину арктических льдов, чтобы скрыться от наблюдения, появляться в самых неожиданных местах, выполнять задачу и вновь растворяться в океанской бездне.

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Александр Невский» проекта 955 «Борей» в Вилючинске. [Мина]Военная техника Подводная лодка История России Армия Флот Длинный пост 1
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: История русского подводного флота.