Телефонные черти: как технический прогресс изменил образ нечистой силы у гуцулов

В одной из наших предыдущих заметок мы привели слова историка-медиевиста Владимира Яковлевича Петрухина:

Образ чёрта дохристианского происхождения, но христианские представления о дьяволе оказали решающее воздействие на его позднейший облик.

Сегодня мы рассмотрим удивительный пример того, как на народные представления о нечистой силе влияют новые технологии. Речь пойдёт о том, как гуцулы — жители юго-восточной части Украинских Карпат — объясняли для себя работу такого чуда технического прогресса, как телефон. В их мифологии за передачу голосов на расстояние отвечали... черти.

Черти на телефонной службе

Многим из нас в детстве объясняли работу телефона сказочно: мол, внутри трубки живут маленькие человечки. Гуцульский фольклор пошёл дальше, наделив ролью связистов самих чертей. Согласно поверьям, нечистая сила сидела на телефонных столбах и перекрикивалась, чтобы донести слова от одного абонента до другого. Меньшие черти обитали прямо в телефонных трубках. Так техническое изобретение породило образ чертей, состоящих на службе у человечества.

Ниже приведены несколько быличек (коротких устных рассказов о встрече с нечистой силой) из книги Антона Онищука «Материалы к гуцульской демонологии».

В телефоне сидит «тот», осина, что передаёт голос. Один сидит в правлении в ящике, а другой осина сидит в другом ящике, хоть бы и у лесничего, хоть бы и в Надвирне или в Рафайлове. И как паны хотят говорить, то он, чур его, передаст голос хоть бы и до Надвирной, а хоть и куда (где есть ящик). И так, как тот пан говорит, то этот передаёт оттуда голос.

Записано от Юрия Долобчука

Стоит отметить, что напрямую называть чёрта считалось опасным — он мог услышать и явиться. Поэтому в речи использовались эвфемизмы: «тот», «осина» (проклятое, чёртово дерево), «осинавец».

Сильно наказывают мальчиков, чтобы не бросали камни в столбы от телефонов, потому что если бросят, то могут попасть в осинавца, и тот осинавец заберётся в него и станет управлять им.

Записано от Ивана Крамарчука

Научное объяснение и нечистая сила

С проникновением базовых научных понятий в народный обиход появились и новые объяснения. Телефон начали связывать с «магнесом» — магнитной силой.

Говорят, что в телефоне есть «магнес», однако и тот «магнес» не без «него».

Записано от Павла Курчука

«Магнес» воспринимался как природное, почти научное явление. Но и оно, по народному убеждению, не могло работать без помощи нечистого — без «него». Одним из доказательств причастности чертей к телефонии служило то, что молнии часто били именно в телефонные столбы. Считалось, что громовник (персонаж, связанный с громом) таким образом охотится на прячущихся там чертей.

Говорят, что в том телефоне есть «магнес», что передаёт голос, но почему в тот магнес бьёт такой гром? Когда на той трубе, что была на старом управлении, был такой магнес, то только в него гром и бил.

Записано от Андрея Перожука

Быличка о несчастном черте

Особенно ярко тема отражена в быличке, где чёрт сам жалуется на тяготы технического прогресса.

Ехал как-то ночью один человек с города и догоняет он панка́, который шёл себе посвистывая. И тот панок спросил, не подвёз бы этот господин его немного. Господин и говорит: «Почему бы и нет? Садитесь!» – Так они говорили о чём-то, а потом спрашивает пан: «Хорошо ли вам живётся?» – «Ой беда! – говорит господин. – Давно, так ещё было так-сяк, а теперь – совсем тяжко...» Так они разговорились, и тот господин и спрашивает, кто он, откуда он. А пан ему и говорит: «Я, – говорит, – тебе не скажу кто я такой, но ты сам догадаешься. Давно, так и нам тоже было хорошо. Что? Ничего мы не делали, только вот так и ходили среди людей, а вот теперь повыдумывали всякие машины, телефоны, колеи и беда знает что ещё, и мы должны около всего этого находиться. Вот, например, колея. Как возьмётся нас по восемь на каждое колесо, так и должны везти эти тяжести. И отдохнуть даже нельзя, потому что надо приехать в назначенную минуту. Или вот те столбы, что при дорогах. На каждом столбе всегда сидит один из нас. И зимой, и когда ветер или метелица, всё равно должны сидеть на столбе, потому что если пан с паном захочет поговорить, то мы один другому передаём голос... Так что, и не вспоминайте, мы теперь очень бедствуем!» – Так они ехали и вот внезапно тот панок взял и исчез...

Записано от Йосифа Осташука

Обратите внимание: Влияние излучения, исходящего от сотового телефона, на организм человека.

Говорят, что в ящике, что у зажонца сидит осинавец. И когда зажонец хочет позвонить, то он кричит в тот ящик осинавцу: «Аллё»! И тот побежит по проводам, что на тех столбах, и провод аж звенит. Вот так бежит и говорит другому пану, что хочет зажонц.

Записано от Юрия Осташука

«Зажонц», предположительно, производное от «зажонда» («правление»), то есть местный начальник вроде председателя.

Новейшие черти

Владимир Гнатюк в своей работе «Украинская народная мифология» метко назвал таких чертей-телефонистов «новiтнi чорти» — новейшие черти. Это прекрасный пример того, как традиционная мифология адаптируется, включая в себя реалии нового времени.

Иллюстрация Елены Кульчицкой к «Украинской народной мифологии» Владимира Гнатюка

См. также другие заметки о чёрте:

Чёрт: этимология и образ
Заметки Моргора
3 дня назад

Былички о чёрте
Заметки Моргора
2 дня назад

Как черти в суде справедливость отстояли
Заметки Моргора
Вчера

#чёрт #черти #нечистая сила #славянский фольклор #фольклор #былички #мистические истории #мистика #телефон #карпаты

Больше интересных статей здесь: Гаджеты.

Источник статьи: Влияние технического прогресса на образ чёрта у гуцулов.