Рождение «Хетцера»: ответ на вызовы войны
После серии не всегда удачных импровизаций в классе лёгких истребителей танков, в 1943 году немецким конструкторам наконец удалось создать удачную машину. Новая самоходная установка, разработанная фирмой «Хеншель» на базе проверенного чехословацкого шасси танка Pz.Kpfw.38(t), удачно сочетала в себе небольшую массу, мощное бронирование и эффективное вооружение. Это был прагматичный ответ на растущие потребности вермахта в простой и массовой противотанковой технике.
Конструкция и особенности
Машина получила низкий, хорошо наклонённый корпус, что повышало её живучесть. Основным вооружением стала 75-мм пушка с длиной ствола в 48 калибров, прикрытая массивной сферической маской. Для самообороны на крыше размещался 7,92-мм пулемёт. Компоновка была нестандартной: двигатель располагался сзади, а трансмиссия и ведущие колёса — спереди. Экипаж из четырёх человек мог пользоваться радиостанцией и переговорным устройством. Часть машин выпускалась в варианте огнемётного танка. Производство, начатое в 1944 году, продолжалось до конца войны, всего было построено около 2600 единиц.
Необходимость в такой машине стала особенно острой после того, как в ноябре 1943 года союзники разбомбили завод «Альмеркише Кеттенфабрик» — ключевого производителя штурмовых орудий. Армия остро нуждалась в сотнях дешёвых противотанковых САУ ежемесячно. Существующие модели, такие как штурмовые орудия на базе PzKpfw IV, были слишком дороги и сложны. Выходом стало решение максимально использовать уже освоенное в производстве шасси от лёгкого истребителя танков «Мардер III», усилив его бронирование.
Разработка и принятие на вооружение
Инженеры чехословацкой фирмы «ВММ» ещё в конце лета 1943 года предлагали проект лёгкой и дешёвой САУ, но тогда он не вызвал интереса. Ситуация изменилась после бомбардировок в Германии. Производство на неповреждённых заводах Чехословакии стало стратегически важным. 27 января 1944 года был утверждён окончательный вариант машины, получившей название «75-мм штурмовое орудие нового типа на шасси PzKpfw 38(t)». Серийный выпуск стартовал 1 апреля 1944 года. Вскоре САУ переклассифицировали в лёгкий истребитель танков и присвоили индекс «Jagdpanzer 38 (SdKfz 138/2)». 4 декабря 1944 года за машиной закрепилось имя «Хетцер» (Егерь).
Технические инновации и компоновка
Несмотря на использование многих узлов от предшественников, «Хетцер» содержал ряд новшеств. Впервые в чехословацком танкостроении корпус собирался сваркой, а не на болтах, что вдвое снизило трудоёмкость. Лобовая броня толщиной 60 мм устанавливалась под большими углами наклона (60° и 40°), а 20-мм борта также имели рациональные углы, обеспечивая защиту от малокалиберных снарядов и осколков.
Компоновка была новаторской: механик-водитель размещался слева от продольной оси (в отличие от довоенной чехословацкой практики). За ним слева от орудия сидели наводчик и заряжающий, а командир — у правого борта, за ограждением пушки. Такое разделение экипажа впоследствии критиковалось. Обзорность для экипажа, особенно командира, была ограниченной, что стало одним из главных недостатков машины.
Вооружение и силовая установка
Орудие Pak 39 L/48 крепилось в оригинальной рамной установке, идею которой немцы, по некоторым данным, позаимствовали, изучив советские СУ-76И, СУ-85 и СУ-152. Однако сектор горизонтальной наводки был крайне мал — всего 5° влево и 10° вправо, что заставляло часто разворачивать всю машину для прицеливания. Несимметричное расположение пушки также создавало перегрузку на правую сторону и крен на нос.
На крыше устанавливался дистанционно управляемый пулемёт MG-34 или MG-42, обслуживаемый заряжающим. Силовая установка — 6-цилиндровый карбюраторный двигатель «Praga АЕ» мощностью 160 л.с. (позже 176 л.с.), развивавший изначально 130 л.с. Это позволяло «Хетцеру» развивать на шоссе скорость до 40-46 км/ч. Запас хода составлял около 185-195 км.
Ходовая часть и эволюция конструкции
Шасси было основано на агрегатах PzKpfw 38(t) с усиленными рессорами. В серии диаметр опорных катков увеличили с 775 до 810 мм, а колею расширили для улучшения устойчивости. Гусеницы шириной 350 мм состояли из 96 траков. В ходе производства в конструкцию постоянно вносились изменения: добавлялись перископы для улучшения обзора, усиливалась подвеска передних катков, менялась конструкция опорных катков и бронировки орудия. С января 1945 года машины начали получать более мощные двигатели в 176-180 л.с.
Модификации на базе «Хетцера»
Помимо базового истребителя танков, выпускались и другие варианты:
- Командирская машина: Оснащалась дополнительной радиостанцией Fu 8 и отличалась второй антенной. Боекомплект орудия был уменьшен.
- Ремонтно-эвакуационная машина (БРЭМ): Имела открытый корпус, лебёдку и кран для эвакуации лёгкой техники.
- Огнемётный танк: 20 машин, где пушка заменялась огнемётом «Flammenwerfer 41» с запасом огнесмеси на 700 литров.
- Самоходное орудие с пехотной гаубицей: 30 САУ, вооружённых 150-мм орудием sIG 33.
Тактико-технические характеристики
Боевая масса: 16 т
Габариты (ДхШхВ): 4810 x 2630 x 2200 мм
Экипаж: 4 человека
Вооружение: 1 x 75-мм пушка Pak 39 L/48, 1 x 7,92-мм пулемёт
Боекомплект: 40 снарядов, 1200 патронов
Бронирование (лоб корпуса/рубки): 60 мм
Двигатель: «Praga АЕ», карбюраторный, 160 л.с. (позже 176 л.с.)
Максимальная скорость: 38-40 км/ч
Запас хода: 180 км
Боевое применение и оценка
Первые «Хетцеры» поступили в войска в июле 1944 года. Они сводились в отдельные батальоны истребителей танков (по 45 машин), а также поступали в противотанковые дивизионы пехотных и моторизованных дивизий. Машины применялись на всех фронтах: в Восточной Пруссии, Померании, Силезии, во время Арденнского наступления.
Низкий силуэт и рациональные углы брони делали «Хетцер» идеальным оружием для ближнего боя и действий из засад. Однако его орудие уступало в дуэлях на дальних дистанциях пушкам Т-34-85 и ИС-2. Главными недостатками, отмеченными экипажами, были катастрофически малый угол горизонтальной наводки, плохой обзор (особенно у командира) и неудобная, стеснённая компоновка боевого отделения, затруднявшая работу заряжающего.
Несмотря на это, «Хетцер» стал одним из символов немецкого прагматизма в конце войны — простой, дешёвый и опасный противник. На 10 апреля 1945 года в строю ещё оставалось 915 таких машин. После войны «Хетцеры» служили в чехословацкой армии до начала 1950-х, а в швейцарской — до начала 1970-х годов.
Ветеран-танкист Армин Зонс, командовавший «Хетцером», отмечал, что главной заслугой машины было то, что она придавала уверенность пехоте. Это была не выдающаяся, но очень нужная в тех условиях машина, появившаяся, к счастью для её противников, слишком поздно, чтобы кардинально изменить ход войны.
Больше интересных статей здесь: Оружие.
Источник статьи: Hetzer Jagdpanzer 38 Sd.Kfz.138/2. Просто. Дешево и смертельно опасно..