Всем привет!
Продолжаем разговор о кино. О кино самом разнообразном и под новым углом обзора.
Разные жанры, стили, режиссура – у каждого кинозрителя исключительно свои вкусы, и в своих публикациях я полностью отображу всю многоцветную палитру зарубежного и отечественного кино за более чем столетнюю историю его существования.
Здесь будут рассматриваться самые разнообразные фильмы: классика киноиндустрии, авторское кино, новинки кинопроката и многое-многое другое.
Итак, поехали!
Все знают, как снять «экшн»: надо в правильной пропорции смешать схватки, погони, заложников. злодеев, напарников-полицейских и огневые спецэффекты. То, что получится, в случае неудачи легко будет забыть вместе с полусотней подобных фильмов.
Но зато в случае успеха фильм станет не культовой, а самой настоящей классикой и приобретет миллионы поклонников. Он будет обречен на продолжения, цитирования и передразнивания.
Именно такова судьба «Смертельного оружия».
Успех первого фильма был предопределен не только точным следованием канонам жанра, но и новациями, которые маститый режиссер Ричард Доннер в него привнес.
На дворе стояли восьмидесятые - золотое время крупнобюджетного экшна. Уже прогремели «Рэмбо», «Терминатор» и «Коммандо» - море крови и огня, плещущееся за спиной героя, идущего по жизни с напряженным бицепсом и стиснутыми зубами.
Но время смертельного противостояния уже уходило в прошлое, и Доннер почувствовал это одним из первых, намешав в коктейль боевика изрядную порцию юмора и того, что в будущем десятилетии станет называться «политкорректностью»: «Смертельное оружие» не первый боевик, где напарники — белый и афроамериканец, но именно он задал канон, по которому был снят не один десяток полицейских фильмов.
Несмотря на то, что количество фильмов о Мартине Риггзе и Роджере Мюрто значительно уступает картинам об «агенте 007», схема «Смертельного оружия» отработана не хуже схемы бондианы.
Возможно, так получилось из-за того, что режиссером всех четырех фильмов (впоследствии) был Ричард Доннер, а главные роли везде играли Мел Гибсон и Денни Гловер (команда вообще мало менялась от фильма к фильму: даже музыку писали одни и те же люди, возглавляемые Эриком Клэйтоном).
Итак, главные герои - пожилой и рассудительный негр (Гловер) вместе с молодым и импульсивным белым (Гибсон). Еще до начала первого фильма у Мартина погибла жена (во втором мы узнаем, что ее убили), и потому жизнь ему не мила.
В первой ленте его суицидальные наклонности обсуждаются в явном виде, в остальных - подразумеваются. Во всяком случае, нормальный человек того, что вытворяет Гибсон, делать не будет.
Теперь о юморе.
Во-первых, в «Смертельном оружии» одни из самых остроумных диалогов, которые когда-либо встречались в боевиках. Шутки, правда, на ограниченный набор тем: порча имущества Роджера, его любовь к дочери, нерадивость и гонор напарников и т.п. В центре веселого смеха обычно оказывается Роджер: мало того, что его дочка снялась в рекламе презервативов, так даже бомбу ему подложили под унитаз, чтобы он был вынужден несколько часов просидеть со спущенными штанами.
Несмотря на перестрелки, взрывы и трупы, в «Смертельном оружии» даже не пахнет черным тарантиновским юмором. Все очень по-домашнему: дети, кошки, собаки... Даже выбегая из готового взорваться небоскреба, герои не забывают захватить с собой кошку. А фраза Мартина «Я не могу стрелять в собаку. В людей - сколько угодно, а в собаку не могу» достойна того, чтобы быть высеченной на фронтоне Общества собаководов.
Но, разумеется, в картине не обходится без юмора непреднамеренного. Ляпов в «Смертельном оружии» конечно меньше, чем в халтурном трэш-боевике, но тем не менее внимательный зритель получит удовольствие, заметив, что герои прыгают с крыши в наручниках, а приземляются без них, надевают бронежилет до взрыва, а после как ни в чем не бывало оказываются без него. То, что автомобиль пробивает здание насквозь и выезжает без единой царапины, можно, конечно, списать на условность жанра.
«Смертельное оружие» — не «Звездные войны» и не «Парк Юрского периода».
Обратите внимание: Оружие каменного века.
Спецэффекты здесь обычно ограничиваются взрывами и пожарами.Хороший враг - полдела в боевике. В этом смысле Мартину и Роджеру везет: в первом фильме они сражаются с драг-дилерами из спецвойск. Главных врагов, как и в бондиане, обычно двое: интеллектуал и драчун. Да, враги жестоки и безжалостны - даже к своим. Чтобы лишний раз подчеркнуть это, в каждом фильме главный злодей убивает одного из своих нерадивых подчиненных.
Впрочем, не все коту масленица. Зло оказывается наказано - причем зачастую самым серьезным образом.
В финале картины Мартин долго дерется с убийцей Джошуа, побеждает его и с видимым сожалением передает в руки полиции. Впрочем, через несколько секунд двое напарников синхронно расстреливают врага из пистолетов, когда тот на свою беду тянется к кобуре конвоирующего его полицейского. Роджер произносит фразу: «Уберите это … с моей лужайки».
Несмотря на то, что лучшим фильмом называют первый (честно говоря, редко бывает иначе), больше всего денег в США собрал второй: 147 миллионов против 65 миллионов у первого и 144 у третьего. Третий, правда, собрал еще 175 миллионов в других странах. Результаты четвертого несколько хуже.
Создателей боевиков никогда не баловали призами, и «Смертельное оружие» не исключение: первая часть картины была номинирована на «Оскара» за... лучший звук.
Но согласитесь, что зрительское признание важнее различных наград.
Итак, вторая половина 80-х подарила миру несколько отличных образцов боевиков про полицейских. Даже если привести в качестве примера всего два фильма: «Смертельное Оружие» и «Крепкий Орешек», можно запросто обнаружить совершенно разные подходы к созданию захватывающего действия. Обе ленты оригинальны и значительно расширяют рамки жанра.
Если говорить конкретно о "Смертельном Оружии", то это невероятно обаятельный фильм. Чувствуется, что Доннер вложил в него весь свой немалый опыт режиссуры. В нужные моменты умело создается напряжение или динамичное, увлекательное, жесткое действие. И это уже не говоря об удачных переходах между смешными моментами и грустными.
При этом персонажи Гибсона и Гловера с самого начала располагают к себе, заставляют смеяться вместе с ними или же переживать за них. У этого фильма немалый запас прочности, он нисколько не устарел и по-прежнему смотрится свежо и с интересом.
Подписывайтесь на канал и, как обычно, не забывайте оставлять комментарии со своими замечаниями, предложениями и пожеланиями.
Важно мнение каждого!
Больше интересных статей здесь: Оружие.
Источник статьи: Смертельное оружие. Заложение новых стандартов полицейского боевика.