История создания и боевого применения одного из самых необычных образцов бронетехники Второй мировой войны — импровизированного бронетранспортёра «Кубусь», построенного в осаждённой Варшаве в августе 1944 года.
Рождение идеи в огне восстания
Варшавское восстание 1944 года, несмотря на свою трагическую судьбу, стало символом невероятного мужества и самопожертвования. В условиях острой нехватки всего, включая тяжёлое вооружение, повстанцы проявляли чудеса изобретательности. Одним из таких чудес стал бронеавтомобиль «Кубусь», угловатая и неуклюжая, но от этого не менее героическая машина, созданная буквально на коленке в пылающем городе.

К началу августа 1944 года ситуация для восставших осложнилась. Немецкое командование, оправившись от первоначального шока, перебросило к Варшаве значительные силы и начало методично дробить районы, контролируемые Армией Крайовой, на изолированные «острова». Связь между ними поддерживалась с огромным риском через подземные коммуникации и канализацию. В этих условиях командующий обороной района Повисле капитан Циприан Одоркевич (псевдоним «Крыбар») задумал дерзкую контратаку на ключевой немецкий опорный пункт — Варшавский университетский городок. Для успеха атаки требовалась бронетехника, которой катастрофически не хватало.




В распоряжении повстанцев был лишь один исправный трофейный немецкий бронетранспортёр Sd.Kfz.251, получивший имя «Ясь». Капитану Одоркевичу нужен был второй. 8 августа он отдал приказ своему квартирмейстеру, лейтенанту Эдмунду Фридриху («Кацке»), бывшему инженеру: срочно построить бронемашину. Так началась история «Кубуся».
Создание стального «медвежонка»
Лейтенант Фридрих нашёл «платформу» — полуторатонный грузовик Chevrolet 157 польского довоенного производства, знакомый любому польскому офицеру. Для руководства работами был привлечён капрал Станислав Скибневский («Кубырь»), начальник местной электростанции, а непосредственным «отцом» машины стал сержант Юзеф Ферник («Глобус»), до войны — начальник механической мастерской авиазавода PZL.

Строительство началось 10 августа в частной автомастерской на улице Топель. Чертежи составил безымянный инженер-архитектор «Ян». Работа кипела день и ночь, подгоняемая личной трагедией сержанта Ферника — 15 августа в горящем госпитале погибла его жена. В её честь, используя её ласковое прозвище, броневик и получил своё имя — «Кубусь» (польское имя Винни-Пуха).






Конструкция импровизированного броневика
За 13 дней, к 23 августа, машина была готова. Её броня, вероятно, была снята с подбитой немецкой или союзной техники и состояла из двух слоёв стальных листов толщиной 5-6 мм с воздушным промежутком между ними. Наклонные листы лобовой проекции давали эквивалентную толщину до 15-20 мм. Силуэт «Кубуся» больше напоминал дот, чем автомобиль.
Сердцем машины был изношенный 78-сильный бензиновый двигатель. Основным вооружением стал советский пулемёт ДП-27, дополнительным — трофейные немецкие или самодельные огнемёты. Внутри, в условиях почти нулевой обзорности, могли разместиться водитель, стрелок и до 10 десантников. Высадка производилась через люк в днище. Машину покрасили в серый «городской» камуфляж и нанесли имя «KUBUŚ».







Боевое крещение и дальнейшая служба
23 августа 1944 года «Кубусь» и «Ясь» возглавили атаку на университетский городок. Им удалось прорваться на территорию, высадить десант и захватить немецкий дот. Однако внезапность была утрачена, подошли немецкие резервы с бронетехникой. Командир взвода погиб, а при отступлении у «Кубуся» заглох двигатель. Чудом его удалось завести, и машина, получив повреждения, отступила.



После боя «Кубусь» модернизировали: установили бронестекло, переделали башню под британский противотанковый гранатомёт PIAT, сняли ненадёжные огнемёты. В таком виде 2 сентября он вновь участвовал в атаке на университет, которая, как и первая, не увенчалась успехом.


__________________________________________________М.Кожемякин.
Продолжение следует.
Теги: Военная техника, Бронетехника, Оружие, Танки, «Шуш», Военная история, Вторая мировая война, Польша, Варшавское восстание, Польское движение сопротивления, Ад, Поляки, Танкостроение, История автомобилестроения, Исторические фотографии, Сражения 20 века, Красная Армия, Длиннопост
Обратите внимание: Нужна ли нам противотанковая артиллерия? Часть2.
Больше интересных статей здесь: Оружие.
Источник статьи: "Кубусь" - неуклюжий герой Варшавского восстания 1944 г. (часть 1).