В разгар Холодной войны, начиная с середины 1950-х годов, США и СССР вступили в интенсивную гонку вооружений, стремясь создать принципиально новую технику. В рамках этой стратегии американские военные инициировали программу по глубокой модернизации парка лёгких танков, давно не получавших серьёзных обновлений. Результатом этих изысканий стал экспериментальный образец — лёгкий танк Т92, воплотивший в себе ряд смелых инженерных решений.
Инновационная конструкция и компактность
Конструкторы поставили перед собой задачу создать максимально лёгкую и низкопрофильную машину. Максимальная толщина брони Т92 составляла 35 мм, что было сопоставимо с ранней версией серийного лёгкого танка М41 «Уокер Бульдог». Однако для снижения массы в конструкции корпуса и башни активно применялись лёгкие сплавы, например, алюминий, из которого были изготовлены внутренние перегородки.
Благодаря этим мерам общая боевая масса машины не превышала 17 тонн. Габариты танка также были впечатляюще компактными: длина — 6,3 метра, высота — всего 2,2 метра, а ширина — 3,1 метра. Такие размеры значительно улучшали маскировку и потенциальную живучесть на поле боя.
Необычной особенностью стали небольшие вращающиеся бронированные спонсоны по бокам от орудия, в которых размещались два пулемёта. Для удобства экипажа в кормовой части корпуса был сделан специальный люк для загрузки боекомплекта. Силовая установка — бензиновый двигатель мощностью 350 лошадиных сил — позволяла танку развивать на шоссе скорость до 56 км/ч.
Обратите внимание: Оружие Великобритании периода Первой мировой войны.
Мощное вооружение, опережающее время
Главным козырем Т92 была 76-мм нарезная пушка. Использование современных для того времени боеприпасов придавало орудию исключительную мощь. Например, его бронебойный снаряд с расстояния в 900 метров мог пробить стальную плиту толщиной 200 мм. Таким образом, лёгкий танк массой менее 20 тонн обладал огневой мощью, сравнимой с тяжёлыми машинами 1940-х годов, весившими 50-70 тонн.
Для повышения эффективности стрельбы орудие оснастили полуавтоматической системой заряжания, что обеспечивало высокую скорострельность — до 12 выстрелов в минуту. Инновацией стал и механизм автоматического выброса стреляных гильз за борт, что улучшало условия работы экипажа внутри тесного боевого отделения.
Недостатки и смена приоритетов: конец проекта
В 1957 году были собраны два прототипа Т92, которые прошли всесторонние испытания на полигоне. Именно в ходе этих тестов выявились серьёзные конструктивные недостатки. Наиболее критичной проблемой оказалась ненадёжная ходовая часть: гусеницы часто слетали с катков, что вынудило инженеров добавлять лишние опорные катки для стабилизации.
Однако решающим фактором стала смена тактико-технических требований со стороны военного руководства США. Армия стала нуждаться в лёгком танке, обладающем амфибийными свойствами, то есть способном самостоятельно преодолевать водные преграды. Адаптировать конструкцию Т92 под плавающую платформу без кардинальной переделки оказалось невозможно. В итоге, несмотря на передовые решения в области вооружения и компоновки, проект был закрыт в пользу других разработок, таких как M551 «Шеридан».
Больше интересных статей здесь: Оружие.