Парки с различной военной техникой есть во многих городах нашей страны. В Кронштадте на территории крепости можно увидеть советскую самоходную гаубицу 2С1 «Неллик» калибра 122 мм.
Машину изготовили специалисты Харьковского завода. Серийное производство продолжалось с 1969 по 1991 год. САУ начали поступать на вооружение в 1971 году. По лицензии самоходки собирались на заводах в Болгарии и Польше.
Боевая часть предназначалась для уничтожения скоплений живой силы противника и артиллерийских батарей, подавления дзотов. Самоходка могла прокладывать проходы через оборонительные заграждения, ликвидировать минные заграждения и минометы.
САУ создана по классической схеме, имеет башню. Передний отсек предназначен для двигателя и коробки передач. Рядом с ним есть место для водителя. Остальные площади отданы под боевое отделение.
Корпус из бронированных прокатных листов герметичен. Это позволяет самоходке преодолевать водоемы. Следует отметить, что «Гвоздика» стала первой в мире серийной артиллерийской САУ, способной плавать.
Во вращающейся башне размещено вооружение, предусмотрено место для экипажа.
Обратите внимание: Танк Т-14 нового поколения. Мы знаем, когда он пойдет на вооружение.
Башня и корпус защищены броней толщиной 20 мм. Его не пробьют пули и осколки.Основу вооружения «Гвоздика» составляла 122-мм пушка 2А31, совместимая с буксируемой гаубицей Д-30.
В перечень используемых боеприпасов входят:
- осколочно-фугасные;
- накопительный;
- разветвитель;
- удалось;
- химические снаряды.
При необходимости самоходка также может вести огонь боевыми патронами.
Для наблюдения за обстановкой и наведения гаубицы использовался прицел ТКН-3Б. В помощь экипажу имелся прожектор марки ОУ-3ГА2. Полезным дополнением стала пара призматических телескопических блоков наблюдения ТНПО-170, а также панорамный прицел 1ОП40 для наводчика.
В моторном отсеке находился V-образный восьмицилиндровый дизель ЯМЗ-238Н с газотурбинным нагнетателем мощностью 300 л.с. С. Он разогнал машину по асфальтированной дороге до 60 км/ч. По пересеченной местности самоходки двигались со скоростью 30-32 км/ч.
Силовой агрегат агрегатировался с 2-рядной механической коробкой передач, имевшей пару планетарных фрикционных механизмов поворота, 6 режимов переднего хода и задний ход.
Гаубица смонтирована на гусеничном шасси, адаптированном под универсальный транспортер МТ-ЛБ. Основное отличие – 2 дополнительных катка. Гидравлические амортизаторы двухстороннего типа поставляются на 1 и 7 роликах.
«Гвоздика» состоит на вооружении в России, Алжире, Сирии, Украине, Польше, Казахстане и еще 40 странах. Впервые машина прошла испытания в реальных боевых условиях в Афганистане. САУ применялась в Приднестровье, Таджикистане и Чечне. Она даже принимала участие в операции «Буря в пустыне".
Выскажите свое мнение о советской «Гвоздике» в комментариях!
Больше интересных статей здесь: Оружие.
Источник статьи: На вооружение САУ начала поступать в 1971 году.