Югославская БМП М-80А: история создания, модернизация и отличия от советского аналога

Украина пополнила свой арсенал, получив из Словении партию из 35 боевых машин пехоты М-80А, а также стрелковое оружие и боеприпасы. Давайте разберемся, что представляет собой эта югославская бронетехника и в чем ее особенности.

Начало разработки и первые трудности

Решение о создании собственной боевой машины пехоты было принято югославским генеральным штабом в октябре 1968 года. Проект, получивший обозначение M-980, стартовал в 1969-м, и в течение двух лет инженеры занимались разработкой полного комплекта технической документации.

Сборка первого прототипа началась в 1971 году, однако завершить ее удалось лишь к 1973-му. Сроки сдвинулись из-за целого ряда производственных и экономических трудностей, а также из-за желания конструкторов учесть опыт боевых действий на Ближнем Востоке.

Выбор двигателя и первый показ

Изначально генерал Душан Пекич предлагал оснастить новую БМП советским двигателем. Однако в итоге выбор пал на французский 260-сильный мотор HS-115.2, который использовался на бронемашине AMX-10R.

Десять предсерийных машин впервые были продемонстрированы публике на первомайском параде 1975 года. В тот момент они еще проходили испытания. Принятая на вооружение под индексом М-80, эта бронемашина стала основой для формирования новых механизированных подразделений югославской армии.

Проблемы базовой модели и путь к модернизации

В ходе испытаний выявились серьезные недостатки конструкции. Ходовая часть оказалась ненадежной, силовая установка — слабой, а 20-мм автоматическая пушка Hispano-Suiza HS.804 имела проблемы с автоматом заряжания. Частыми были поломки гусениц, торсионов и опорных катков. Несмотря на эти проблемы, Югославия высоко ценила факт наличия собственной, пусть и неидеальной, БМП.

Обратите внимание: Военное и военно-техническое сотрудничество Беларуси со странами Чёрной Африки (Часть 3).

Работы по глубокой модернизации, результатом которой должна была стать версия M-80A, начались в 1977 году. Первый прототип обновленной машины увидел свет два года спустя. Ключевой задачей было максимально возможное замещение импортных комплектующих деталями отечественного производства. Этот процесс стимулировал освоение югославской промышленностью новых материалов и передовых технологий.

Усовершенствования в модели М-80А

Модернизированная БМП получила целый ряд улучшений:

  • Композитные металлорезиновые гусеницы.
  • Новую гидравлическую систему и коробку передач.
  • Автоматическую систему пожаротушения.
  • Усовершенствованную систему охлаждения двигателя.

Кроме того, на машину установили современные средства связи, радиологический детектор и систему фильтровентиляции для действий на зараженной местности. Слабый французский двигатель заменили на более мощный, 320-сильный немецкий дизель OM-403 производства Daimler Benz, лицензию на выпуск которого приобрела компания «Famos».

Серийное производство М-80А велось с 1981 по 1983 год. За это время было выпущено новое оборудование, а также модернизировано около 270 уже существующих базовых машин М-80.

Модификации и вооружение

Помимо стандартной боевой машины пехоты, были созданы специализированные командирские версии для ротных (обозначение KC) и батальонных (KB) командиров.

Основное вооружение М-80А включало:

  • 20-мм автоматическую пушку с боекомплектом 400 снарядов.
  • Спаренный 7,62-мм пулемет (2000 патронов).
  • ПТУР 9М14 «Малютка» для борьбы с бронетехникой противника.

Экипаж и ключевое внешнее отличие

Экипаж машины состоял из трех человек: командира, механика-водителя и наводчика-оператора. В десантном отделении размещалось шесть пехотинцев. Для быстрой высадки в бортах были предусмотрены шесть люков, а основной выход осуществлялся через задние двери.

Визуально югославская БМП очень похожа на советскую БМП-1, но имеет одно заметное конструктивное отличие: у М-80А на каждый борт приходится по пять опорных катков, в то время как у советского аналога их шесть. Масса машины составляет 13,85 тонны.

Итоги производства и современная оценка

Всего с 1976 по 1988 год было выпущено 658 машин М-80А. Для своего времени это была вполне современная и удачная разработка, позволившая Югославии создать собственный парк бронетехники. Однако к сегодняшнему дню, несмотря на проведенную модернизацию, эта БМП считается морально и технически устаревшей.

Оцените материал в комментариях!

Подпишитесь, чтобы не пропустить новые публикации!

Больше интересных статей здесь: Оружие.

Источник статьи: От советской БМП-1 югославскую машину отличает количество катков.