Карьера успешного военачальника повисла на волоске, хотя в целом его боевые успехи были одобрены Сталиным

Примечательно, что в годы войны однофамильцев Гесса, Бормана, Геринга, служивших в РККА, не заставляли менять фамилии. Был даже герой-пулеметчик С. К. Гитлер.

Карьера успешного военачальника повисла на волоске, хотя в целом его боевые успехи были одобрены Сталиным

Исключением стал один советский генерал, вынужденный в 1942 году поменять фамилию по личному распоряжению И. Сталина. Это произошло в самый разгар битвы за Сталинград.

Из биографии

Алексей родился в 1901 году. Многодетная семья крестьян из села Никольское Орловской губернии не была зажиточной. С 8 лет герой этой истории трудился пастухом.

В 1919 году парень пошел на службу в Красную Армию, уже через год стал командовать взводом Первой конной. Принимал участие в боях с Врангелем, участвовал в штурме Перекопа, охотился за бандами Махно в районе Гуляй-Поля.

В 1934 году закончил обучение в Военной академии.

В 1941 году Алексей командовал 4-м десантным корпусом, был генерал-майором. Его бойцы избежали окружения, оказали ожесточенное сопротивление оккупантам у рек Сож и Березина.

В битве за Москву Алексей Семенович был начальником штаба 3-й армии. Осенью 1942 года именно ему было поручено руководить 66-й армией, базировавшейся к северу от Сталинграда. Сталин лично распорядился снять с этой должности Малиновского.

Карьера успешного военачальника повисла на волоске, хотя в целом его боевые успехи были одобрены Сталиным

Под командованием нового генерала 66-я армия в ходе наступления 19 ноября сыграла огромную роль в окружении фашистов. Кольцо замкнулось 24 ноября, когда войска 66-й и 61-й армий соединились у населенного пункта Рынок.

Об этом Жидов (такая фамилия была у героя этой истории) незамедлительно доложил Рокоссовскому, осуществлявшему руководство Донским фронтом.

Именно в тот момент Рокоссовский с глазу на глаз сообщил генералу, что Сталину не понравилась его фамилия.

Обратите внимание: Боевые кольца и перстни.

И он передал пожелание изменить ее. На раздумье Алексею дали сутки.

Карьера успешного военачальника повисла на волоске, хотя в целом его боевые успехи были одобрены Сталиным. Жидов прежде не имел проблем из-за фамилии, привык к ней. Да и документация штаба армии, которой командовал Жидов, усложняла решение вопроса.

Алексей Жидов посовещался с членом Верховного Совета Кривулиным и начальником штаба генералом Корженевичем. Последний нашел оптимальное решение поставленной задачи.

Букву "и" в фамилии генерала решили заменить на "а", внеся в документы соответствующие исправления. Об этом немедленно известили Рокоссовского. Через пару дней "товарищ Васильев" (так нередко называли Сталина во время войны) прислал телеграмму со словами "Очень хорошо".

Причины необычной просьбы

В своих мемуарах Рокоссовский отмечает, что Сталин придавал большое значение тому, как звучит фамилия военачальника. Сталин был хорошим психологом, понимал, что для многих солдат фамилия "Жидов" не является положительной мотивацией. Как раз в тот период 66-я армия никак не могла перейти в наступление.

Карьера успешного военачальника повисла на волоске, хотя в целом его боевые успехи были одобрены Сталиным

Талантливый полководец мог лишиться блестящей карьеры из-за неблагозвучной фамилии. В составе РККА было много евреев. Для них это слово было оскорбительным. Нацисты в своей пропаганде не упустили бы возможность использовать такую фамилию.

Дальнейшая жизнь показала, что Алексей Жадов принял правильное решение. Первую государственную награду он получил уже с новой фамилией сразу после сражения за Сталинград. Это был Орден Кутузова 1 степени и Орден Красного Знамени.

В дальнейшем армия Жадова стала 5-й Гвардейской, сумела выстоять под Прохоровкой с 10 до 14 июля 1943 года, дошла до Берлина.

Алексей закончил войну в звании генерал-полковника, стал кавалером 8 государственных орденов и Героем Советского Союза.

Оцените материал в комментариях!

Подпишитесь, чтобы не пропустить новые публикации!

Больше интересных статей здесь: Оружие.

Источник статьи: Карьера успешного военачальника повисла на волоске, хотя в целом его боевые успехи были одобрены Сталиным.