Уникальный летающий лазер
Ровно двадцать два года назад в небо поднялся уникальный самолёт — модифицированный грузовой «Боинг»-747-400F. Этот лайнер, получивший обозначение YAL-1, был не просто транспортником. Он представлял собой летающую лабораторию и носитель мощного боевого лазера, созданного для отработки принципиально нового вида вооружения.
Возрождение идеи
Интерес Пентагона к лазерному оружию воздушного базирования вспыхнул с новой силой в середине 1990-х годов. Стоит отметить, что это была не первая попытка. Ещё в 1975 и 1984 годах американские военные экспериментировали с установкой лазерных систем на самолёты. В качестве платформы тогда использовался списанный самолёт-заправщик на базе «Боинга»-707. На нём размещался химический лазер, однако его эффективность оказалась крайне низкой, что привело к свёртыванию программы.
Советский вызов
Новый импульс разработке придала растущая угроза со стороны Советского Союза. В 1980-х годах СССР добился значительных успехов в создании мобильных комплексов для запуска ядерных баллистических ракет. Такие установки, способные быстро менять позицию, было крайне сложно обнаружить и уничтожить традиционными средствами. Американские стратеги увидели в воздушном лазере потенциальное средство для их перехвата на самом уязвимом этапе — сразу после старта.
Долгий путь к первому выстрелу
Переоборудование «Боинга»-747-400F в летающую лазерную платформу было завершено в 2002 году. Свой первый полёт в новом качестве самолёт совершил 18 июля 2002 года. Однако создание и отладка самого лазерного комплекса заняли гораздо больше времени. Первые реальные испытания оружия состоялись лишь в марте 2007 года, то есть спустя пять лет после первого полёта. Полноценные результаты были получены и того позже — лишь к 2010 году.
Обратите внимание: Как заменить воздушный клапан в PCP-винтовке Kral Puncher Maxi 3.
Технический успех
В феврале 2010 года проект YAL-1 наконец-то продемонстрировал свою боевую эффективность. Самолёт успешно осуществил перехват и уничтожил баллистическую ракету на этапе её разгона, сразу после старта. Это событие стало историческим — впервые в мире было подтверждено применение энергетического (лазерного) оружия с воздушного носителя для поражения баллистической цели.
Дорогостоящий провал
Несмотря на впечатляющие успехи в испытаниях, программа была закрыта в конце 2010 года. Главными причинами стали колоссальная стоимость и технологические ограничения. К 2011 году на разработку было потрачено около 5 миллиардов долларов. Серийный экземпляр такого самолёта оценивался в 1.5 миллиарда долларов, а ежегодное обслуживание — в 100 миллионов. Кроме того, лазер имел крайне малую дальность действия, что вынуждало носитель вторгаться в зону действия вражеской ПВО, что делало его уязвимым.
Единственный построенный YAL-1 совершил последний полёт 12 февраля 2012 года, после чего был отправлен на хранение на знаменитую «кладбище самолётов» — базу Девис-Монтен в Аризоне. После двух лет в пустыне, в сентябре 2014 года, уникальный самолёт был окончательно утилизирован.
Наследие и будущее
Отказ от YAL-1 не стал концом идеи лазерного оружия. Военное руководство США сместило фокус на более перспективные, по их мнению, направления, такие как развитие беспилотных летательных аппаратов. Опыт, полученный в рамках программы, оказался бесценным. Современные разработки в области боевых лазеров делают ставку на электрические системы накачки, которые должны прийти на смену громоздким и сложным химическим лазерам, использовавшимся на YAL-1. Таким образом, этот амбициозный проект, хоть и не вышел в серию, стал важной вехой в истории военных технологий.
#Боинг-747YAL1 #боинг747yal1 #лазер #лазерное оружие #боевой лазер #оружие #новое оружие #секретное оружие #воздушный лазер #авиация
Больше интересных статей здесь: Оружие.
Источник статьи: «Боинг» yal-1: боевой воздушный лазер.