Армия США возрождает легкие танки: контракт на 1.14 млрд долларов и планы на 504 машины

В конце июня 2022 года Армия США объявила о важном шаге в модернизации своих сухопутных сил. Программа Mobile Protected Firepower (MPF) по созданию нового поколения легких танков обрела главного подрядчика — им стала корпорация General Dynamics Land Systems (GDLS). Это событие знаменует возвращение легких танков в регулярные части США после более чем двадцатилетнего перерыва, последовавшего за снятием с вооружения M551 Sheridan.

На снимке представлен классический облик легкого танка без инновационных дополнений вроде встроенных дронов. Это машина, созданная для решения конкретных тактических задач.

Контракт и планы развертывания

Согласно условиям соглашения, GDLS получила контракт на 1.14 млрд долларов США для поставки первой партии из 96 машин. Это этап мелкосерийного (начального) производства. График поставок амбициозен: первые 26 единиц техники должны поступить в войска уже к декабрю 2023 года. К 2025 году планируется полностью укомплектовать первые батальоны, а общее видение Пентагона предполагает закупку 504 танков MPF к 2035 году. Со временем эти машины, вероятно, получат официальное армейское обозначение по схеме «M» (Model), например, M10.

Дизайн башни нового танка, особенно в этом ракурсе, демонстрирует явное стилистическое сходство с основным боевым танком M1 «Абрамс».

Тактическая ниша и доктринальное значение

Программа MPF была инициирована для закрытия критического пробела в возможностях легких пехотных и воздушно-десантных бригад. Эти подразделения долгое время не имели органичной, быстро развертываемой огневой поддержки, способной эффективно бороться с укрепленными позициями и легкой бронетехникой противника. Новые легкие танки призваны стать мобильной и мощной платформой для решения этих задач, фактически заменив в этой роли колесные машины огневой поддержки M1128 MGS на шасси Stryker.

Планируемые 504 машины позволят сформировать до 12 батальонов (по 42 танка в каждом), что полностью соответствует планам развития армии США, известным как «Waypoint 2028/29».

Новый танк можно назвать «Абрамсом» в миниатюре. На корме башни заметен необычный блок — это важная система защиты экипажа.

Конструкция и основные характеристики

Машина MPF, созданная на базе демонстратора Griffin II, весит около 34.5 тонн, что почти вдвое легче современного «Абрамса». Шасси разработано на основе проверенной платформы БМП ASCOD. Производитель заявляет, что в танке «течет ДНК Abrams», что, скорее всего, подразумевает использование накопленного опыта и технологических решений в области бронирования и эргономики.

Компромиссом за легкий вес стала умеренная защита: лобовые проекции рассчитаны на противостояние 30-мм снарядам, а борта — 14.5-мм пулям. При этом конструкция позволяет навешивать дополнительные бронемодули, что видно на лобовой части башни.

Загадочный блок на корме башни — это система акустического обнаружения Pillar V. Она определяет направление выстрелов противника по звуку, значительно повышая ситуационную осведомленность экипажа.

Вооружение и системы управления огнем

Основное вооружение — 105-мм нарезная пушка XM35. Выбор относительно небольшого калибра, вместо более мощной 120-мм гладкоствольной пушки, может объясняться стремлением снизить массу, увеличить боекомплект или сосредоточиться на борьбе с целями, отличными от тяжелых танков. Для ближнего боя и самообороны установлены спаренный 7.62-мм пулемет M240 и дистанционно управляемый 12.7-мм пулемет M2 на крыше башни.

Система управления огнем современна и позволяет работать в режиме «охотник-убийца» (hunter-killer): командир, используя панорамный прицел Safran PASEO с лазерным дальномером, ищет новые цели, в то время как наводчик, с помощью своего прибора Raytheon, поражает уже выбранную.

Даже такая, казалось бы, простая вещь, как датчики парковки, находит место на современном легком танке, подчеркивая его технологическую насыщенность.

Подвижность и логистический вызов

Высокую подвижность обеспечивает силовая установка: дизельный двигатель MTU мощностью 1100 л.с. в паре с автоматической коробкой передач Allison. Удельная мощность около 32 л.с. на тонну обещает отличную динамику. Машина использует гидропневматическую подвеску Horstmann. Экипаж стандартный для танка — четыре человека: командир, наводчик, заряжающий и водитель.

Однако существует и серьезная проблема: масса в 34.5 тонн делает невозможной переброску танка на среднем военно-транспортном самолете C-130 Hercules, что критично для воздушно-десантных подразделений, например, 82-й дивизии. Для этого потребуются более тяжелые C-17 Globemaster III, что накладывает ограничения на стратегическую мобильность.

Командирский панорамный прицел Safran PASEO — ключевой элемент современных систем управления боем, обеспечивающий обзор на 360 градусов.

Будущее легких бронированных платформ США

Важно отметить, что MPF не станет единственной легкой боевой машиной в арсенале США. Параллельно развивается программа роботизированных боевых машин (RCV). В частности, тяжелый беспилотный носитель RCV-H в одной из конфигураций планируется вооружать 120-мм пушкой, что может создать синергию с пилотируемыми легкими танками на поле боя будущего.

Концепт тяжелого беспилотного танка RCV-H также демонстрирует влияние дизайна «Абрамса», указывая на общую эстетику и, возможно, технологическую преемственность в американском танкостроении.

Спасибо за внимание!

Нашли ошибку в содержании статьи? Пожалуйста, дайте знать в комментариях.

Имперские гвардейцы выполняют воинское приветствие подписавшимся на канал

#танк #бронетехника #оружие #новость #вооружение #сшароссия #натороссия #военная техника #армия #военныеновости

Больше интересных статей здесь: Оружие.

Источник статьи: Впервые за 20 лет сша снова закупают лёгкие танки.