Что не так с Т-34, которые Лаос передал России?

Многие помнят, как в начале 2019 года случился громкий инфоповод: три десятка Т-34-85 вернулись на родину из Лаоса. Если по существу, то Лаос передал России 30 старых танков в исправном состоянии, которые должны были разойтись по музеям и киностудиям.

Что не так с Т-34, которые Лаос передал России?

Разговоров на эту тему было много: и репортажи, и торжественная встреча эшелона с танками и т.д. Единственный момент в том, что ни на какую родину лаосские Т-34-85 не возвращались.

Дело в том, что произведены они были в Чехословакии. В этой стране в период с 1952 по 1958 было налажено производство Т-34-85 по лицензии. Всего было построено 3185 боевых машин, почти 2000 из которых предназначались для экспорта.

Серьезных конструктивных отличий от отечественных танков в них нет, но некоторые детали несвойственные советским "тридцать четверкам" выдают чехословацкое происхождение.

Для начала взглянем на спаренные фары под кожухом и острый стык нижнего и верхнего лобовых бронелистов:

Что не так с Т-34, которые Лаос передал России?

В свою очередь на машинах советского производства бронелисты приваривались не друг к другу, а к балке и стык этот выглядит слегка скругленным:

Что не так с Т-34, которые Лаос передал России?

Ради справедливости стоит сказать, что в 1945 году на Уральском танковом заводе №183 была выпущена партия из сотни "безбалочных" тридцать четверок. Но такой вариант оказался не очень удачным - сварочный шов был недостаточно надежен и, в прямом смысле, рвался при попадании снаряда в лобовую броню, даже, если та не было пробита.

Второй момент - спаренные фары, свойственные чехословацким Т-34. У оригинальной советской машины фара всегда была одна, да и находилась в другом месте:

Что не так с Т-34, которые Лаос передал России?

Ну и два последних момента, на которые стоит обратить внимание:

Что не так с Т-34, которые Лаос передал России?

Слева на корме под бочкой мы видим порт для связи с пехотой - еще одна отличительная черта чехословацких Т-34-85. Кроме того, перед нами фигурные кожухи выхлопных труб. У советских танков такой формы кожухов никогда не было.

Важно ли, что в Россию приехали не отечественные Т-34-85, а выпущенные в другой стране уже после войны? На самом деле нет. Все вышеназванные отличия не столь существенные - подавляющее большинство людей о них не знает и не обратит внимания, а посмотреть на легендарный танк в музее или в кино всем будет приятно.

Мне больше непонятны все те громкие слова, сказанные средствами массовой информации, которые устроили из прибытия танков в Россию какое-то грандиозное событие.

И еще один вопрос - зачем Лаос вообще отдал машины? Тут есть два варианты. Первый - было просто проще и дешевле отдать их, чем утилизировать снятые с вооружения танки у себя. Второй - Т-34-85 обменяли, к примеру, на скидку на Т-72, контракт на поставки которых был заключен между Россией и Лаосом в конце 2018 года - за пару месяцев до передачи "тридцать четверок".

Подпишитесь, пожалуйста, в раздел и поставьте ваш большой палец вверх, чтобы не пропустить еще больше интересного в будущем. Спасибо!

Поделись!