Хроника катастрофы: как экипаж Ту-154 нарушил все правила при посадке в Оренбурге

1 марта 1980 года, 21:30 по местному времени. В аэропорту Адлер (Сочи) пассажирский самолет Ту-154 авиакомпании «Аэрофлот» готовится к рейсу в Оренбург. На борту находятся 161 человек: 152 пассажира и 9 членов экипажа. Интересно, что в рамках предполетной подготовки было решено, что управление лайнером возьмет на себя второй пилот, а не командир воздушного судна.

Начало полета и первые тревожные сигналы

В 21:37 самолет взлетает и набирает крейсерскую высоту 11 400 метров. Первая часть пути до пункта разворота Калаур Келди проходит штатно. Однако после входа в зону ответственности Актюбинского районного диспетчерского центра начинается цепь странных событий. Экипаж запрашивает разрешение на пролет над Актюбинском и движение по прямой до Оренбурга, но диспетчер дает указание следовать по маршруту Караулкерды-Оренбург, который отсутствует в официальных советских авиационных схемах. Пилоты, не задавая вопросов и не перепроверяя информацию, слепо выполняют эту команду.

Хаос в кабине и пренебрежение процедурами

Ситуация усугубляется во время предпосадочной подготовки. Пилоты игнорируют изучение актуальных метеоданных по Оренбургу. Штурман, плохо знакомый со схемой захода на посадку, ошибочно устанавливает высоту прохода дальнего привода на 200 метров вместо положенных 210. В кабине царит непрофессиональная атмосфера: посторонние разговоры отвлекают экипаж от выполнения прямых обязанностей. Фактически, рабочая дисциплина полностью нарушена.

Ту-154 — самолет, ставший участником этой драматичной истории.

Критическая фаза захода на посадку

В зоне ответственности оренбургского диспетчера ситуация выходит из-под контроля. Диспетчер выдает экипажу несуществующий план снижения. Пилот, в свою очередь, игнорирует указание следовать курсом 350 градусов и самовольно меняет его на 340. Штурман халатно относится к своим обязанностям: не докладывает о начале четвертого разворота, не информирует о боковом уклонении и положении относительно взлетно-посадочной полосы (ВПП). Контрольные проверки по карте перед посадкой также не выполняются.

После четвертого разворота, на удалении 11 км от торца ВПП, лайнер оказывается в 1200 метрах правее курсовой линии. Для исправления положения экипаж совершает резкие маневры, создавая крен до 28 градусов. Происходят нарушения в конфигурации самолета: закрылки выпускаются на 28° на расстоянии 8,5 км, хотя по инструкции это должно было произойти раньше. Стабилизатор установлен на -3° вместо требуемых для посадки -5,5°.

Диспетчер, видя приближающийся самолет, разрешает посадку, не дожидаясь готовности экипажа. Пилоты не сообщают о своей неподготовленности. Дальний привод самолет проходит на высоте 270 метров, что на 60 метров выше расчетной отметки. Возможность ухода на второй круг даже не рассматривается.

Обратите внимание: Можно ли пилотам спать "за рулем".

Жесткая посадка и ее последствия

Диспетчер продолжает бездействовать. При попытке приземления второй пилот увеличивает вертикальную скорость снижения до опасных 9-10 м/с, а командир снижает обороты двигателей до 30%. На высоте 90 метров капитан начинает выпускать закрылки до 45°, завершая процесс на высоте 60 метров. Только в этот момент диспетчер сообщает, что самолет на 25 метров ниже глиссады, но командир снова игнорирует необходимость ухода.

За шесть секунд до касания пилоты пытаются выровнять самолет, но из-за неправильно установленного стабилизатора (-3°) лайнер продолжает снижаться со скоростью 3 м/с. Командир добавляет обороты до 86%, но время уже упущено.

В результате множественных ошибок Ту-154 совершает аварийную посадку с вертикальной скоростью 3 м/с и горизонтальной — 265 км/ч. После первого касания происходит «козление» — самолет подпрыгивает. Экипаш включает реверс, и через 8,5 секунд лайнер вторично ударяется о ВПП с перегрузкой почти 4G, что вызывает разрушение конструкции. Самолет сходит с полосы, разворачивается на 108 градусов и останавливается на рулежной дорожке в 165 метрах от ВПП, пройдя от первой точки касания в общей сложности 1282 метра.

Итоги расследования

Чудом обошлось без жертв: пострадали два члена экипажа и один пассажир. Следственная комиссия однозначно установила, что причиной происшествия стали грубейшие ошибки экипажа, систематическое нарушение Руководства по летной эксплуатации и контрольных карт при заходе на посадку. Были также выявлены серьезные недостатки в работе служб управления воздушным движением, чьи действия (или бездействие) усугубили ситуацию.

Этот случай стал хрестоматийным примером того, как цепь профессиональных ошибок, недисциплинированность и сбои в взаимодействии приводят к опаснейшей ситуации, которая могла закончиться настоящей катастрофой.

Поставьте лайк и подпишитесь на канал. Ваш ответ мотивирует нас писать новые статьи. Спасибо от всей команды!

Telegram «Расследование авиационных происшествий

https://t.me/rumayday/

[my]Полет Авиация Самолет Пилот Инцидент Гражданской Авиации СССР Аэропорт Сохиоленбург Ошибка Ту-154 Длинный Столб 116

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Экипаж Ту-154 нарушил всё, что только можно.