В этом материале мы детально разберём один из коварных приёмов, к которому прибегал Вермахт в годы Великой Отечественной войны. Основой для анализа послужила архивная «Памятка командиру-танкисту о противотанковых препятствиях, сооружаемых противником». В документе подробно, с чертежами, описан распространённый тип замаскированных ловушек, представлявших серьёзную угрозу для всех типов советской бронетехники.
Тактика маскировки и расположения
Отступая из населённых пунктов, немецкие солдаты стали массово устанавливать на пути вероятного продвижения советских танков комбинированные заграждения с элементами обмана. Наиболее частой и опасной находкой для танкистов Красной Армии были так называемые «котлованные ловушки» — глубокие и широкие ямы, искусно замаскированные под обычную дорогу или грунт. Их рыли прямо на дорожном полотне или в узких проездах между уцелевшими зданиями. Особенно коварной была тактика размещения таких ловушек рядом с явными препятствиями, например, надолбами или противотанковыми ежами. Яму устраивали в единственном видимом проходе, куда танк неминуемо должен был свернуть, пытаясь объехать заграждение. Иногда немцы имитировали незавершённый противотанковый ров, оставляя в нём «проход», который на деле оказывался смертельной ловушкой.
Устройство и принцип действия
Стандартная ловушка представляла собой угловатый котлован размером примерно 6-7 метров в длину и ширину и глубиной до 3-4 метров.
Обратите внимание: Нужна ли нам противотанковая артиллерия? Часть2..
Главной хитростью была маскировка. По краям ямы вырезались специальные пазы, в которые укладывались концы тонких жердей. Их раскладывали в несколько слоёв крест-накрест, а сверху засыпали грунтом, взятым при рытье котлована. Всё тщательно утрамбовывалось, чтобы поверхность не отличалась от окружающей местности. Конструкция рассчитывалась так, чтобы выдерживать вес грузовика, но неизбежно проламывалась под многотонной массой танка.Двойная угроза: обездвиживание и уничтожение
Провалившись, танк часто застревал под таким углом, что его эвакуация даже с помощью других машин или тягачей становилась крайне сложной задачей. Особенно тяжёлой была ситуация, когда техника проваливалась одной гусеницей и опрокидывалась на бок. Однако физическое обездвиживание было не единственной опасностью. Немцы часто усиливали ловушки, закладывая противотанковые мины как на дно котлована, так и на подходах к нему. Таким образом, экипаж мог не только оказаться в ловушке, но и стать жертвой мощного взрыва. Даже при обнаружении замаскированной ямы расслабляться было нельзя — минные поля часто устраивали и на путях возможного объезда, а сами ловушки могли располагаться группами, одна за другой.
Меры противодействия и исторический контекст
Об обнаружении подобных «сюрпризов» следовало немедленно докладывать командованию, которое привлекало сапёров для тщательного обследования местности. Если иного пути для танковой колонны не было, обезвреженную яму либо засыпали камнями и грунтом, либо накрывали прочным настилом из толстых брёвен. Стоит отметить, что такие инженерные ловушки не были абсолютным новшеством Второй мировой войны, но немецкие войска отточили их применение до высокой степени эффективности.
В контексте преодоления сложных препятствий интересен опыт советских конструкторов, пытавшихся создать машину, способную их «перепрыгивать». По теме приспособлений для преодоления препятствий рекомендую к ознакомлению материал о том, как советские конструкторы пытались превратить Т-26 в прыгающий танк, вот ссылка - Прыгающий танк ТПП-2
#танки #оружие #военная техника #вторая мировая война #великая отечественная война
Больше интересных статей здесь: Оружие.
Источник статьи: Опасная немецкая ловушка для советских танков.