Читаю прессу, все пишут про то, какой это замечательный истребитель, как он понравился Путину, но что-то никто не пишет зачем нам он вообще нужен. И что за странное название.
Checkmate - politnavigator.net, Елена ОстряковаТрадиционно в России истребители получают буквенно-цифровое название, где буквы - сокращенное название конструкторского бюро, а цифры.. а цифры просто цифры.
Вторая традиция - боевые самолеты в нашей армии - двухдвигательные. Это нужно для безопасности, если один двигатель откажет. Истребитель такая штука, её довольно сложно посадить где угодно. Теоретически есть участки трасс, способные принять истребитель, но сомневаюсь что они подходят для экстренной аварийной посадки. В любом случае два двигателя лучше чем один, поэтому даже легкий Миг-35, даже совсем легкие Су-25 и Як-130 имеют два двигателя.
И третья традиция - если военная техника и имеет имя собственное, то оно русское. Типа "Гвоздика", "Солнцепек", "Булава" и т.д.
И что получается. Новый российский истребитель, который показали на МАКС-2021 Путину нарушает все традиции?
Нет, не нарушает. Потому что очевидно - этот истребитель не для России. Он изначально предполагается как полностью экспортный.
Проблема производства техники специально для экспорта в том, что если технику не эксплуатирует своя собственная армия, то кто же её купит? Скажем покупали бы у нас истребители Су, если бы они не использовались в ВКС России? Но часто бывает так, что другим армиям нужна не такая техника, как нужна армии России.
Обратите внимание: На что способен новый Бронебус?.
Задачи разные, а значит и техника нужна разная. Но как продать то, что нам самим не нужно?И Checkmate это чуть ли не первый такой пример, по крайней мере в области авиации. Конечно, можно вспомнить Су-30, который по большому счету создавался именно для экспорта, и лишь потом пришло понимание, что такой истребитель и нам не помешает. Впрочем, Су-30 это лишь модификация Су-27, а Checkmate это совершенно новый истребитель.
Но благодаря преемственности с Су-57, Checkmate выглядит не как полностью новый самолет, а как младший брат или упрощенная удешевленная версия. И поэтому ему будут доверять на основании того, что в ВКС России используют Су-57.
В остальном эта машина просто то что нужно для экспорта. Следует понимать, что уже через несколько лет на традиционных экспортных рынках России захотят все таки истребители 5-го поколения. С другой стороны Су-57 слишком дорог да и совершенно избыточен для таких стран как Ангола или Вьетнам. А относительный успех F-35 показал, что однодвигательный самолет пользуется спросом, вероятно в большинстве стран безопасность летчика не на первом месте, куда важнее цена.
Ну и название - дать истребителю сразу такое имя, громкое "Шах и мат", но на английском - очевидный маркетинговый ход направленный на иностранных партнеров.
Так что отвечая на вопрос заголовка - зачем нам нужен этот Checkmate, констатирую: нам он нужен только для зарабатывания денег на экспорте оружия. Нашим ВКС такой самолет не нужен. Даже беспилотная версия, которая так же планируется, не думаю что может быть нашим ВКС интересна, ведь зачем нам тогда C-70 "Охотник"?
Впрочем, скоро я сам смогу подробно расспросить об этом самолете - конечно я планирую посетить МАКС 2021. Но до этого совершу самую дальнюю поездку в своей практике - посещу один интересный завод в Новосибирске. Так что обязательно подписывайтесь - впереди много интересного.
Напоминаю, проект теперь есть и в Instagram: @sdelanounas.ru, подписывайтесь, там публикуется то, что не публикуется здесь.
Обратите внимание на статью: Вот теперь совсем красавец! МС-21 с двигателями ПД-14 после покраски
И лайкнуть не забудьте :)
Больше интересных статей здесь: Оружие.
Источник статьи: Новый истребитель со странным названием: Checkmate. Зачем он нам нужен?.