В публикациях о новом российском истребителе Checkmate, представленном на авиасалоне МАКС-2021, основное внимание уделяется его техническим характеристикам и реакции руководства страны. Однако ключевой вопрос — о практической необходимости этой машины для России — часто остаётся без ответа, как и происхождение его необычного названия.
Нарушение традиций или стратегический ход?
Новый самолет, казалось бы, ломает устоявшиеся в отечественном авиастроении принципы. Во-первых, он получил звучное имя на английском языке — «Checkmate» («Шах и мат»), а не привычное буквенно-цифровое обозначение. Во-вторых, это однодвигательный истребитель, в то время как российские ВКС традиционно отдают предпочтение двухдвигательным машинам, таким как МиГ-35, Су-25 или Як-130, из соображений повышенной безопасности и живучести. В-третьих, если уж техника и получает имя собственное, то обычно это русские слова, например, «Гвоздика» или «Булава».
Однако эти «нарушения» не случайны. Они являются четким сигналом: истребитель Checkmate изначально создавался не для нужд российской армии, а для международного рынка вооружений.
Экспортная философия нового самолета
Разработка техники исключительно на экспорт всегда сопряжена с риском: покупатели с осторожностью относятся к системам, не принятым на вооружение страной-производителем. Однако потребности иностранных заказчиков часто отличаются от требований российских Вооруженных Сил. Им может требоваться более легкая, маневренная и, что критически важно, более доступная по цене техника.
Checkmate — это не первый опыт России в создании экспортно-ориентированной авиации. Можно вспомнить многоцелевой истребитель Су-30, который также изначально разрабатывался с прицелом на внешний рынок, но позже был адаптирован и для отечественных ВКС. Однако Checkmate — это принципиально новая платформа, а не глубокая модернизация существующей.
Обратите внимание: На что способен новый Бронебус?.
Преемственность как гарантия надежности
Ключевым фактором доверия к Checkmate станет его технологическая преемственность с истребителем пятого поколения Су-57. Новый самолет позиционируется как его «младший брат» — упрощенная и более дешевая версия, использующая отработанные решения и технологии. Это позволяет потенциальным покупателям быть уверенными в надежности и боевых качествах машины, поскольку ее старший «собрат» успешно эксплуатируется российскими ВВС.
Рыночная ниша и маркетинговый расчет
Checkmate призван заполнить конкретную рыночную нишу. В ближайшие годы многие традиционные партнеры России начнут проявлять интерес к истребителям пятого поколения. При этом дорогой и технологически насыщенный Су-57 может быть избыточен и неподъемен для бюджетов таких стран, как, например, Вьетнам или Ангола. Успех американского однодвигательного F-35 наглядно показал, что на международном рынке спрос на относительно доступные машины нового поколения очень высок. Для многих заказчиков оптимальное соотношение цены и возможностей часто перевешивает требования к максимальной живучести двухдвигательной схемы.
Именно поэтому Checkmate — однодвигательный. И именно поэтому он получил яркое, запоминающееся англоязычное название. Это не ошибка, а продуманный маркетинговый ход, направленный на привлечение иностранных клиентов.
Вывод: зачем России Checkmate?
Таким образом, ответ на главный вопрос статьи становится очевидным. Истребитель Checkmate нужен России в первую очередь как коммерческий продукт для укрепления позиций на глобальном рынке вооружений и получения экспортной выручки. Для собственных Воздушно-космических сил такая машина, по всей видимости, не является приоритетной. Даже планируемая беспилотная версия Checkmate вряд ли составит конкуренцию специализированному тяжелому беспилотнику С-70 «Охотник», который создается для других задач в интересах российских ВКС.
В ближайшее время автор материала планирует лично посетить авиасалон МАКС-2021, чтобы детальнее изучить новый истребитель, а также отправиться с визитом на авиастроительный завод в Новосибирске. Читателям предлагается следить за обновлениями в блоге и социальных сетях проекта, включая Instagram (@sdelanounas.ru), где публикуется эксклюзивный контент.
Также рекомендуем к прочтению статью о новом облике отечественного авиалайнера: Вот теперь совсем красавец! МС-21 с двигателями ПД-14 после покраски.
Не забывайте ставить лайки интересным материалам!
Больше интересных статей здесь: Оружие.
Источник статьи: Новый истребитель со странным названием: Checkmate. Зачем он нам нужен?.