Автор: Максим Вишневенко.
В разгар Великой Отечественной войны, когда немецкие войска рвались к Волге, неожиданная и масштабная помощь пришла Советскому Союзу с востока. Речь идет не о легендарных туменах Чингисхана, а о реальном и беспрецедентном вкладе Монгольской Народной Республики. Одним из самых ярких эпизодов этой помощи стал грандиозный караванный переход под руководством Борондонгийна Лувсана из Ховда в сибирский Бийск, ставший символом братской поддержки в суровое военное время.

Примерно так выглядели монгольские караваны. В реальности путь был куда суровее, а снега — намного больше.
Монгольский фронт помощи
Может возникнуть вопрос: чем аграрная и, казалось бы, далекая от современных войн Монголия могла помочь промышленному гиганту — СССР? Ответ прост и весом: жизненно необходимыми ресурсами. Уже 22 июня 1941 года, в день нападения Германии, руководство МНР заявило о полной поддержке Советского Союза. Началась масштабная народная кампания по сбору помощи, которую по праву можно назвать «степным ленд-лизом». Монголия поставляла шерсть, меха, мясо и, что особенно важно, лошадей — за годы войны их было отправлено около полумиллиона. Уже к декабрю 1941 года, в ходе контрнаступления под Москвой, многие советские солдаты были одеты в зимнее обмундирование, сшитое из монгольской шерсти. Этот вклад был настолько значительным, что Монголию нередко называли неофициальной 16-й союзной республикой.

Пошив телогреек для отправки на фронт был частью масштабной помощи.
Задача для героя: караван через горы
В августе 1942 года, в критический момент Сталинградской битвы, от администрации Ховдского аймака поступило необычное задание. Требовалось доставить через границу огромную партию помощи: 5 тысяч свитеров, 10 тысяч тулупов, 22 тысячи пар носков и варежек из верблюжьей шерсти, а также 7 тонн сушеного мяса. Ответственным за эту миссию был назначен девятнадцатилетний Борондонгийн Лувсан — секретарь местной ячейки, участник боев на Халхин-Голе, известный своей ответственностью, дисциплиной и грамотностью. Ему предстояло преодолеть 920 километров по древнему караванному пути через Алтайские горы до Бийска.
Масштаб операции поражал: для перевозки грузов было собрано 1200 верблюдов и 108 погонщиков. Если бы всех животных выстроили в одну линию, караван растянулся бы на 3,5 километра. Это был, вероятно, самый крупный документально зафиксированный караван в истории Азии того периода.
Обратите внимание: Собрав отряд, с которым Коловрат отправлялся за помощью, и пополнив его добровольцами из Чернигова, он отправился к родному городу.
17 сентября 1942 года этот живой поток, нагруженный бесценным для фронта грузом, пересек советскую границу.

Борондонгийн Лувсан, руководитель легендарного перехода.
Испытание холодом и высотой
Путь через Алтай зимой 1942-1943 годов стал суровым испытанием даже для привычных к степным условиям монголов. Суровая зима сковала горы морозами, а снегопады создавали почти непроходимые заносы. Первым серьезным препятствием стал перевал Чике-Таман с его крутыми серпантинами. На скользких тропах погибли несколько верблюдов. Особую славу среди погонщиков снискал один черный бактриан, который взял на себя груз погибших животных. Его горбы согнулись под непосильной тяжестью, и чтобы не сломать спину, ему приходилось спать стоя. Когда его наконец разгрузили в Бийске, выяснилось, что он нес поклажу, равную весу груженого трехтонного грузовика ЗИС-5.
Далее караван ждал Семинский перевал, где путников встретили двухметровые сугробы. Пробиваясь сквозь них, за неделю удавалось преодолеть лишь несколько десятков километров. Еще одной сложной задачей стал переход по шаткому подвесному мосту через бурную Катунь. Испуганные высотой верблюды отказывались идти, и погонщикам приходилось прилагать невероятные усилия, чтобы провести животных.

Прием скота для отправки в Советский Союз.
Цена пути и долгожданная цель
Нежные ступни верблюдов, не приспособленные для льда и каменистых троп, кровоточили и стирались в кровь. Монголы, проявляя смекалку, шили для них специальную обувь из шкур и брезента. Дорогу посыпали золой и песком, а на лед стелили ветки и одежду. В лютые морозы погонщики проходили всего 20-30 км в день, а ночью, чтобы согреться, ложились спать между верблюдами, используя их тела как защиту от стужи.
Лишь в начале февраля 1943 года, через почти пять месяцев после выхода, изможденный караван добрался до Бийска. Груз был доставлен. Но на этом миссия Лувсана не закончилась. В знак благодарности советская сторона снабдила монголов на обратный путь дефицитными в степи товарами: мукой, пшеницей, растительным маслом. В мае 1943 года погонщики вернулись на родину, чтобы снова собирать помощь для сражающегося союзника.

Валенки и другая теплая одежда, доставленная караваном, скоро согревали солдат на фронте.
Этот переход стал легендой и символом. Вклад Монголии в победу был огромен: по объему поставок сельскохозяйственной продукции, особенно мяса и шерсти, она могла сравниться с некоторыми крупными державами антигитлеровской коалиции. «Степной ленд-лиз» — это история не только о материальной помощи, но и о невероятном человеческом мужестве, стойкости и настоящей дружбе народов, скрепленной общей борьбой.
Оригинал: https://vk.com/wall-162479647_570635
Почта с навигацией по Коту
Подпишитесь, чтобы не пропустить новые интересные публикации!
[min]Cat_catИстория (наука)Текстовая войнаВеликая Отечественная войнаМонголияДлинный пост 33 Поддержите чувстваБольше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Степной ленд-лиз -- помощь СССР от Монголии.