Тяжелый танк Т-35: история создания, конструкция и боевой путь советского сухопутного линкора

Начало пути: первые неудачные проекты

Разработка советского тяжелого танка прорыва началась в декабре 1930 года, когда Управление моторизации и механизации РККА заказало Главному конструкторскому бюро Орудийно-пулеметного объединения проект машины, получившей индекс Т-30. Изначально планировалось создать 50-тонную боевую единицу, оснащенную двумя 76-мм орудиями и пятью пулеметами. Однако отсутствие у страны достаточного опыта в танкостроении того времени привело к тому, что создать жизнеспособный проект не удалось. К началу 1932 года, после подготовки эскизов и постройки деревянного макета, работы по Т-30 были окончательно свернуты.

Параллельно свой проект танка прорыва массой 75 тонн пыталось разработать и Автотанкодизельное отделение Экономического управления ОГПУ. Эта инициатива также не увенчалась успехом — проект, как и Т-30, имел множество технических недостатков, делавших серийное производство невозможным.

Танк Т-35

Первый прототип: Т-35-1

Первый реальный прототип тяжелого танка, названный Т-35-1, был собран к 20 августа 1932 года. Уже 1 сентября его продемонстрировали высшему командованию УММ РККА во главе с Бокисом. Машина произвела на зрителей сильнейшее впечатление. Внешне советская разработка напоминала британский экспериментальный пятибашенный танк A1E1 «Independent» компании «Виккерс», созданный тремя годами ранее.

Вооружение Т-35-1 планировалось мощным: в главной башне должна была размещаться 76-мм танковая пушка ПС-3 и пулемет ДТ. Однако из-за неготовности орудия в прототип установили лишь его макет. В четырех малых башнях, расположенных по диагонали, находились две 37-мм пушки ПС-2 и два пулемета ДТ. Дополнительный пулемет был смонтирован в лобовом листе корпуса.

Ходовая часть машины была заимствована у немецкого опытного танка «Grosstractor» фирмы «Krupp» и состояла из шести опорных катков на борт, сгруппированных в три тележки. Советские инженеры существенно доработали и улучшили оригинальную конструкцию подвески.

Сухопутный линкор — тяжелый танк Т-35

Силовая установка и трансмиссия были созданы с учетом наработок по танку ТГ-1. В состав моторно-трансмиссионной группы входили карбюраторный двигатель М-6, коробка передач и бортовые фрикционы. Уникальной особенностью было пневматическое управление, которое делало вождение такой махины неожиданно легким. Однако испытания выявили ряд серьезных недостатков в конструкции, а сама система управления была признана слишком сложной и дорогой для серийного производства. В итоге Т-35-1 отправили на Ленинградские бронетанковые курсы для обучения командиров.

От прототипов к серии: Т-35-2 и Т-35А

В феврале 1933 года на базе завода «Большевик» был создан самостоятельный завод №174 им. К.Е. Ворошилова. Его Опытно-конструкторский машиностроительный отдел под руководством Н.В. Барыкова взялся за создание второго прототипа — Т-35-2. По личному указанию И.В. Сталина была проведена унификация: главная башня нового танка стала такой же, как у среднего танка Т-28. Машина также получила новый двигатель М-17 и модернизированную трансмиссию.

Однако настоящим серийным танком стал Т-35А. Это была уже по сути новая машина, значительно отличавшаяся от прототипов. Ее ходовая часть была удлинена на одну тележку, малые башни получили новую конструкцию, а средние башни увеличились в размерах и были вооружены 45-мм орудиями 20K. Изменилась и форма корпуса.

Несмотря на правительственное постановление от 25 октября 1933 года, обязывавшее Харьковский паровозостроительный завод (ХПЗ) к 1 января 1934 года изготовить пять Т-35А и один Т-35Б с двигателем М-34, сроки были сорваны. К назначенной дате полностью готов был лишь один танк. Т-35Б так и не построили, хотя вопрос о его производстве обсуждался еще полтора года.

Производство, служба и символическое значение

С 1937 года на ХПЗ началось проектирование Т-35 с коническими башнями, а их выпуск стартовал в конце 1938 года. Всего за период с 1932 по 1939 год было изготовлено 63 танка Т-35.

Компоновка с пятью башнями, расположенными в два яруса, была оптимальной для многобашенной схемы. Она позволяла сосредоточить мощный огонь из 76-мм пушки, 45-мм орудия и трех пулеметов в любом направлении. Однако такая огневая мощь имела и обратную сторону: требовала увеличенного экипажа и чрезвычайно усложняла конструкцию.

Помимо 5-й тяжелой танковой бригады, Т-35 распределялись по различным учебным заведениям. На 1 января 1938 года в РККА числился 41 такой танк:

  • 27 — в 5-й тяжелой танковой бригаде
  • 1 — на Казанских бронетанковых курсах усовершенствования технического состава
  • 2 — на НИБТ полигоне в Кубинке
  • 1 — в 3-й тяжелой танковой бригаде в Рязани
  • 1 — при Военной академии моторизации и механизации в Москве
  • 1 — в Орловской бронетанковой школе
  • 1 — на Ленинградских бронетанковых курсах (это был первый прототип Т-35-1)
  • 1 — в Ленинградской школе танковых техников
  • 1 — в Институте №20 (испытывался с системой централизованной наводки)
  • 5 — оставались на ХПЗ.

Тяжелый танк Т-35 имел огромное пропагандистское значение, став символом военной мощи СССР. Его изображение (наряду с истребителем И-16) украшало медаль «За отвагу». Эти машины берегли, комплектовали лучшими экипажами и обязательно включали в парады на Красной площади.

Слабые стороны и закат карьеры

При всех своих достоинствах Т-35 обладал серьезными недостатками: плохая обзорность для механика-водителя, тяжелое управление, очень низкая проходимость по мягким грунтам и невозможность преодолевать подъемы круче 17 градусов. Единственное, за что танк хвалили все, — это исключительно удачная подвеска, обеспечивавшая плавность хода и возможность вести прицельный огонь на ходу.

Вопрос о дальнейшей судьбе устаревших Т-35 обсуждался на совещании 27 июня 1940 года. Предлагалось переделать их в САУ, использовать для парадов или оставить в строю до полного износа, усилив броню. В итоге было принято последнее решение, и почти все машины свели в 67-й и 68-й танковые полки 34-й танковой дивизии 8-го механизированного корпуса Киевского Особого военного округа.

Короткая боевая карьера в Великой Отечественной войне

Боевой путь Т-35 оказался недолгим. 21 июня 1941 года танки 34-й дивизии были подняты по тревоге, заправлены и выведены на полигон для погрузки боекомплекта. В последовавших тяжелых оборонительных боях начального периода войны все Т-35 8-го мехкорпуса были потеряны, не оказав существенного влияния на ход событий.

Два уцелевших танка приняли участие в легендарном параде на Красной площади 7 ноября 1941 года, что должно было поднять боевой дух защитников Москвы. Однако на фронт они уже не попали. После парада машины отправили в глубокий тыл, где до конца войны они использовались для подготовки танковых экипажей.

#танк-35 #ссср #история #оружие ссср #вторая мировая война #военные годы #1941-1945

Больше интересных статей здесь: Оружие.

Источник статьи: Тяжелый танк т-35.