Советский средний танк Т-44: революционная машина между Т-34 и Т-54

Разработка советского среднего танка Т-44, осуществленная конструкторским бюро Уралвагонзавода под руководством А.А. Морозова в 1943–1944 годах, стала знаковым событием в истории отечественного танкостроения. Эта машина создавалась как замена легендарного Т-34 и должна была стать новым основным средним танком Красной Армии. Несмотря на внешнее сходство с Т-34-85, Т-44 представлял собой принципиально новую конструкцию, заложившую фундамент для послевоенного поколения бронетехники, ярчайшим представителем которого стал танк Т-54.

Советский средний танк Т-44

Танк Т-44, несмотря на значительное внешнее сходство с танками Т-34-85, кардинально отличался габаритами, устройством и компоновкой. Поперечное расположение двигателя дало возможность сократить длину корпуса, снизить вес, а данная экономия была использована для усиления бронезащиты. Увеличили боевое отделение и улучшили условия работы экипажа. Монолитный лобовой лист был установлен под углом 60 градусов а боковые стенки корпуса – вертикальными.

Конструктивные особенности и компоновка

Ключевым новшеством стала радикально измененная компоновка. Благодаря поперечному расположению двигателя удалось значительно сократить длину моторно-трансмиссионного отделения. Высвободившийся вес и объем были направлены на усиление бронирования и увеличение внутреннего пространства боевого отделения, что существенно улучшило условия работы экипажа. Смещение башни к центру корпуса улучшило развесовку машины и повысило устойчивость при стрельбе. Новая башня получила более обтекаемую, рациональную форму, что повысило её снарядостойкость. Люк механика-водителя, который на Т-34 находился в уязвимом лобовом листе, был перенесен на крышу корпуса. Равномерное распределение нагрузки на катки позволило резко увеличить толщину лобовой брони корпуса до 120 мм.

На вооружение танк был официально принят в июле 1944 года. До конца Великой Отечественной войны на заводе №38 в Харькове успели выпустить 190 машин, которые, однако, не успели принять участие в боевых действиях. Серийное производство продолжалось до 1947 года, общий выпуск составил 1823 единицы. После войны предпринимались попытки модернизации танка, включая установку 100-мм пушки и противокумулятивных экранов, но такая машина оказалась перетяжеленной и на вооружение принята не была.

Двигатель и силовая установка

На танке устанавливался дизельный двигатель В-44. При том же рабочем объеме, что и у предшественника В-2 (В-34), благодаря усовершенствованной топливной аппаратуре его мощность удалось поднять до 520 лошадиных сил. Важным достижением стала компактная конструкция: вместо выступающего за габариты картера вентилятора был установлен маховик. Это позволило смонтировать двигатель на низкой и легкой моторной раме, что в итоге уменьшило общую высоту корпуса на целых 300 миллиметров по сравнению с Т-34.

Эволюция вооружения

Путь к серийному вооружению Т-44 был не прямолинейным. До него существовали опытные образцы: Т-44-85 с 85-мм пушкой Д-5Т и Т-44-122 со 122-мм орудием Д-25. Изначально серийный Т-44 также планировалось оснащать Д-5Т, но с началом массового производства более совершенной пушки ЗИС-С-53 для Т-34-85, её же стали устанавливать и на новый танк. Эксперимент с мощной 122-мм пушкой, проведенный по требованию военных, показал её непригодность для среднего танка из-за огромных габаритов боеприпасов, низкой скорострельности и сильной отдачи. В 1945 году была разработана новая башня под перспективные 100-мм орудия Д-10Т или ЛБ-1. На части машин на крыше устанавливалась турель с зенитным крупнокалиберным пулеметом ДШК, а борта и ходовая часть прикрывались тонкими противокумулятивными экранами.

Танки Т-44 на учениях

Долгая служба и модернизации

Несмотря на быстрое появление более совершенного Т-54, танк Т-44 оставался в строю долгие годы, пройдя через ряд модернизаций. В 1961 году все оставшиеся машины были модернизированы для унификации с Т-54, получив обозначение Т-44М. Они оснащались приборами ночного видения и увеличенным боекомплектом. Командирский вариант Т-44МК получил дополнительную радиостанцию за счет сокращения возимого боекомплекта. Часть парка в 1965 году была переоборудована в бронированные тягачи БТС-4. Оставшиеся в строю танки в 1966 году получили двухплоскостной стабилизатор вооружения, значительно повышавший точность стрельбы с хода. Эти машины обозначались как Т-44С. Окончательно Т-44 были сняты с вооружения Советской Армии лишь в конце 1970-х годов.

Тактико-технические характеристики (ТТХ) среднего танка Т-44

Общие данные:
Боевая масса - 31,8 тонн;
Экипаж – 4 человека;
Габариты: длина с пушкой вперёд – 7650 мм, ширина корпуса – 3180 мм, высота – 2412 мм;
Клиренс – 425 мм.

Вооружение:
Основное: 85-мм нарезная пушка ЗИС-С-53 обр. 1944 г.
Дополнительное: два 7,62-мм пулемета ДТМ.

Силовая установка и подвижность:
Двигатель: дизельный В-44 мощностью 500 л.с.
Максимальная скорость по шоссе – 51 км/ч;
Запас хода по шоссе – 300 км.

Преодолеваемые препятствия:
Подъём – до 30°;
Вертикальная стенка – 750 мм;
Ров – 2500 мм;
Брод – 1300 мм.

#т-44 #танк т-44 #ссср #танки второй мировой #великая отечественная война #военные годы #1941-1945 #оружие ссср #история #красная армия

Больше интересных статей здесь: Оружие.

Источник статьи: Средний танк т-44.