А-40 «Крылья танка»: необычный проект советского летающего танка

В истории военной техники СССР есть уникальные и смелые проекты, одним из которых является «Летающий танк» А-40, также известный как «Крылья танка» (КТ). Эта разработка представляла собой попытку объединить мощь бронированной машины с мобильностью планера для решения специфических задач на поле боя.

Замысел и предназначение проекта

Идея создания летающего танка родилась в суровых условиях Великой Отечественной войны. Основной целью проекта была поддержка партизанских отрядов, действовавших в глубоком тылу противника. Концепция предполагала, что лёгкий танк Т-60, специально облегчённый до минимального веса, будет оснащён съёмным планерным комплектом — бипланной коробкой крыльев и хвостовым оперением. Такой гибрид должен был буксироваться тяжёлым бомбардировщиком к месту высадки, после чего отцепляться и совершать посадку «на брюхо». После приземления экипаж мог быстро освободить танк от крыльев и ввести его в бой в качестве полноценной боевой единицы.

Разработка и конструкция

Работы над проектом, возглавляемые авиаконструктором Олегом Антоновым, велись интенсивно с декабря 1941 по февраль 1943 года. Единственный опытный экземпляр планера А-40 был построен в апреле 1942 года на авиазаводе № 241 в Тюмени. Конструкция представляла собой лёгкий планер, к центроплану которого жестко крепился танк Т-60. Для управления в воздухе использовались стандартные танковые приборы, дополненные авиационными тросами и рычагами.

Испытания и судьба проекта

Лётные испытания этого необычного аппарата проходили под Москвой с августа по сентябрь 1942 года. Ответственным за испытания был назначен знаменитый лётчик-планерист Сергей Анохин. Первый и единственный полёт состоялся 2 сентября 1942 года. В качестве буксировщика использовался тяжёлый бомбардировщик ТБ-3 с форсированными двигателями. Из-за огромного аэродинамического сопротивления планера с танком буксировка проходила на пределе возможностей самолёта. ТБ-3 с трудом набрал высоту около 40 метров, после чего двигатели начали критически перегреваться. Командир буксировщика Павел Еремеев принял решение об аварийной посадке планера. Несмотря на успешную посадку, проведённую Анохиным, стало очевидно, что для безопасной буксировки необходим более мощный самолёт, например, Пе-8, которого катастрофически не хватало на фронте. К тому времени лёгкий танк Т-60 был снят с производства, и проект А-40 закрыли.

Технические характеристики А-40 «Крылья танка»

Лётно-технические характеристики А-40:

Конструкция и масса

  • Экипаж: 2 человека (водитель-механик и командир-стрелок).
  • Длина конструкции: 12,06 м.
  • Размах крыла: 18 м.
  • Площадь крыла: 85,8 м².
  • Масса пустого планера: 2004 кг.
  • Максимальная взлётная масса (танк + планер): 8200 кг.

Силовая установка и лётные данные

  • Движение по земле: штатный танковый двигатель ГАЗ-202.
  • Буксировка в воздухе: осуществлялась самолётом ТБ-3.
  • Мощность двигателя для движения по земле: 70 л. с.
  • Расчётная нагрузка на крыло: 90 кг/м².

Больше интересных статей здесь: Оружие.

Источник статьи: Летающий танк СССР.