«Идиоты! Вы потеряли атомную бомбу! Её стоимость вычтут из вашего жалования, и вы будете служить до 510 лет — именно столько времени потребуется, чтобы оплатить её стоимость!» — такую фразу, по легенде, мог произнести неизвестный американский генерал.
В мирное время главная задача вооружённых сил — непрерывная боевая подготовка. В 1950-х годах стратегическая авиация США была единственным родом войск, способным доставить ядерное оружие до территории СССР. Поскольку поведение самолёта с полной боевой нагрузкой отличается от полёта в «холостую», экипажи нужно было готовить в условиях, максимально приближённых к реальным. Почему для этого использовались реальные, а не учебные массогабаритные макеты бомб — вопрос без ответа. В результате многочисленные самолёты США регулярно поднимались в воздух с ядерным оружием на борту во время учебных, патрульных и транспортных миссий. И, разумеется, иногда падали. Эта статья посвящена целой серии таких инцидентов, растянувшейся на 18 лет, и причинам, которые к ним привели.
P.S. Что касается СССР, то о потере ядерных боеприпасов воздушного базирования известно мало: с высокой долей вероятности таких случаев не было — во многом благодаря использованию массогабаритных макетов (ММГ). Потери ядерного оружия в СССР связаны в основном с подводным флотом и баллистическими ракетами — здесь США «остались далеко позади».
О безопасности ядерного оружия
Согласно нормативам, во время небоевых вылетов из атомных бомб должно было извлекаться плутониевое ядро (капсула) — ключевой элемент, который при подрыве обычного взрывчатого вещества (ВВ) инициировал цепную реакцию. Кроме того, конструкция бомб делалась максимально надёжной и устойчивой к внешним воздействиям. Однако эти меры, хотя и сводили к минимуму риск ядерного взрыва, не исключали двух других опасностей при аварии самолёта-носителя:
- Детонация обычного взрывчатого вещества в фугасной боевой части (БЧ), что приводило к разрушению конструкции, поражению местности ударной волной и осколками, а также к потере самой бомбы.
- Радиационное заражение в результате повреждения оболочки ядерной части взрывом, пожаром или коррозией и последующей утечки радиоактивных материалов.
Всё вышесказанное относится к «транспортной» конфигурации бомбы, а не к боевой. Но руководство ВВС США сочло эти риски приемлемыми, и полёты с ядерным оружием стали обыденной практикой. Результат оказался предсказуемым.
Хронология инцидентов: от первого падения до «Хромированного купола»
13 февраля 1950 года. Бомбардировщик B-36 «Миротворец», имевший печальную репутацию из-за пожароопасных магниевых сплавов в конструкции и ненадёжных двигателей, выполнял полёт над Тихим океаном у берегов Аляски. Из-за обледенения загорелся один двигатель, затем вышли из строя ещё три. Экипаж, понимая, что до берега не дотянуть, сбросил атомную бомбу в море, а сам покинул самолёт. 12 из 17 человек были спасены, бомба осталась на дне.
11 апреля 1950 года. B-29, тот самый самолёт, что сбросил бомбы на Хиросиму и Нагасаки, вскоре после взлёта с авиабазы Киртланд врезался в гору Манзано. Погибли 13 человек. При пожаре взорвалась фугасная часть бомбы, но ядерный детонатор был извлечён, и цепная реакция не началась.
Гора Мазано. Прекрасна и без рыжих деревьев.
13 июля 1950 года. B-50 Superfortress по неизвестной причине потерял управление и разбился недалеко от города Лебанон. Погибло 16 человек. Повреждения бомбы были аналогичны предыдущему случаю.
B-29 на максималках.
5 августа 1950 года. Спустя три дня после начала Корейской войны B-29, перевозивший атомную бомбу Mark 4 на Гуам, потерпел катастрофу сразу после взлёта. Через 20 минут после начала пожара взорвалось обычное ВВ в бомбе. Погибло 19 человек, включая бригадного генерала Роберта Трэвиса.
Mark 4. Содержит 2300 кг обычного взрывчатого вещества.
10 ноября 1950 года. Над рекой Святого Лаврентия у B-50, перевозившего бомбу из Канады в США, отказал двигатель. Экипаж сбросил боеприпас, установив высоту подрыва на 760 метров. Фугасная часть сработала штатно, и 45 кг радиоактивного урана оказались в реке. Местным жителям сообщили об учебных бомбах, а ядерный характер инцидента был признан лишь в 1980-х.
10 марта 1956 года. B-47 с двумя атомными бомбами бесследно исчез над Средиземным морем. Поиски не увенчались успехом.
Дозаправка в воздухе от поршневого танкера требовала титановых яиц.
27 июля 1956 года. На авиабазе Лейкенхит в Англии B-47 при посадке выкатился за пределы полосы и врезался в склад, где хранились три атомные бомбы Mk-6. Пожар удалось потушить до повреждения бомб.
Авиабаза Лейкенхит в наши дни.
22 мая 1957 года. При заходе на посадку у B-36 выпала водородная бомба Mark 17. Она упала в 500 метрах от склада ядерного оружия «Сандия». При ударе сдетонировала фугасная часть, плутониевое ядро отсутствовало. Территория была заражена, взрыв убил корову.
Mark 17 — самая тяжёлая бомба, когда-либо стоявшая на вооружении США. 21 тонна массы и мощность 15 мегатонн.
11 октября 1957 года. На авиабазе Хомстед во Флориде у B-47 сразу после взлёта взорвалась шина шасси. Самолёт упал и загорелся. Бомба взорвалась через четыре часа, ограничившись детонацией фугасной части.
Обычная «мирная» авиабаза.
31 января 1958 года. В Марокко у B-47 во время имитации взлёта подломилась стойка шасси. На этот раз бомба была в боевой конфигурации. Пожарные не смогли потушить огонь за положенные 10 минут и отступили. Произошло радиационное заражение, власти Марокко не были проинформированы.
На данном фото отлично видна конфигурация шасси несчастного 47-го.
5 февраля 1958 года. Ночью истребитель F-86 столкнулся с B-47, выполнявшим тренировочный полёт с водородной бомбой. Пилот истребителя катапультировался, командир B-47, полковник Ховард Ричардсон, смог вывести самолёт из штопора и после неудачных попыток посадки сбросил бомбу Mk-15 в Атлантический океан. Поиски не увенчались успехом.
Экипаж B-47. Ховард Ричардсон — крайний слева.
11 марта 1958 года. На B-47 загорелась лампочка, сигнализирующая о неисправности фиксатора бомбы. Штурман, проверяя механизм, залез на спусковое устройство и своим весом привёл его в действие. Трёхтонная бомба Mk-6 проломила люк и упала на жилой район деревни Марс-Блафф. Взрыв фугасной части оставил воронку 20×10 метров, ранив шестерых человек. Инцидент закончился выплатой компенсаций.
Ныне воронка почти заросла травой.
Ноябрь 1958 года. Два пожара с участием B-47 за один месяц. 4 ноября один самолёт загорелся на взлёте, взрыв фугасной части оставил воронку. 26 ноября другой B-47 загорелся на земле, произошло локальное радиационное заражение.
15 октября 1959 года. Во время дозаправки в воздухе над Харденбергом столкнулись B-52F и танкер KC-135. Погибли 9 человек. Две атомные бомбы были найдены без серьёзных повреждений.
B-52 выписывает кренделя.
24 января 1961 года. Над Голдсборо B-52G стал разваливаться в воздухе из-за утечки топлива. Пятеро из восьми членов экипажа спаслись. Из двух выпавших бомб у одной раскрылся парашют, и она опустилась с минимальными повреждениями. При этом три из четырёх предохранителей, приводящих бомбу в боевое положение, последовательно отключились. Ядерный взрыв, способный уничтожить половину восточного побережья США, предотвратил простой низковольтный переключатель.
Обратите внимание: Очумелые ручки в деле: американцы опять решили скрестить AR-15 и АК..
Вторая бомба упала в болото и разрушилась. Её урановый сердечник так и не нашли, территорию выкупили и закрыли.Строительство могильника.
14 марта 1961 года. Над Юба-Сити у B-52 на высоте 10 км сорвало панель остекления. Из-за разгерметизации и возросшего расхода топлива экипаж покинул самолёт. Командир отвёл его от населённых пунктов. Защитные механизмы бомб сработали штатно.
W39. Она же Mark 39. Первая «лёгкая» термоядерная бомба — меньше 3 тонн.
Инциденты с нестратегической авиацией
Транспортный самолёт C-124 Globemaster II трижды отметился в подобных историях. 28 июля 1957 года из-за потери мощности двух двигателей экипаж выбросил две из трёх бомб в Атлантику. 6 июля 1959 года самолёт разбился на взлёте, бомба была повреждена в пожаре. 11 октября 1965 года C-124 сгорел во время заправки, несколько ядерных сердечников получили повреждения.
C-124 брутален и невозмутим.
18 января 1959 года. На земле при учебной тревоге на истребителе F-100 после нажатия кнопки стартера были ошибочно сброшены и загорелись подвесные топливные баки. Пожар рядом с тактической термоядерной бомбой удалось потушить за 7 минут.
North American F-100 Super Sabre.
25 сентября 1959 года. В заливе Пьюджет разбился патрульный самолёт P-5M Marlin с ядерной глубинной бомбой Mk.90 «Betty». Бомбу не нашли.
5 декабря 1965 года. Штурмовик A-4 Skyhawk с водородной бомбой B43 скатился с лифта авианосца «Тикондерога» в море у берегов Японии. Самолёт, пилот и бомба не найдены. Японию проинформировали только в 1989 году.
«Хромированный купол»: рискованная стратегия и её крах
К 1961 году ситуация, казалось бы, должна была измениться: на вооружение поступили межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) и подводные лодки с ракетами, а также была развёрнута система раннего предупреждения BMEWS. Однако именно в 1961 году началась операция «Хромированный купол» — несколько полков бомбардировщиков B-52 постоянно находились в воздухе с полным ядерным боекомплектом.
Хитрый план империализма.
Автором плана был генерал Томас Пауэр, главком стратегической авиации, известный своими радикальными взглядами. Он игнорировал существование систем предупреждения, МБР и тот факт, что одиночные бомбардировщики имеют мало шансов прорвать ПВО СССР. Его стратегия оправдывалась «сокращением времени ответного удара» и «гарантией выживания части сил». «Хромированный купол» стартовал 5 июня 1961 года и привёл к новым катастрофам.
Ответ на предложение о более сдержанной стратегии: «Сдержанность? Почему ты так беспокоишься о том, чтобы сохранить им жизни? Суть в том, чтобы убить (плохих людей). Если в конце войны останутся двое американцев и один русский — мы выиграли».
Ответ учёному, рассказавшему о влиянии радиации на гены: «Ты знаешь, мне ещё ни разу не доказали, что две головы не лучше, чем одна».
13 января 1964 года. B-52D, патрулировавший над «Дикой горой», попал в зону сильной турбулентности, которая оторвала киль. Экипаж покинул самолёт. Две термоядерные бомбы были найдены почти неповреждёнными. Из пяти человек двое погибли от переохлаждения, один не смог выбраться.
За 3 дня до катастрофы на испытаниях другого B-52 в аналогичных условиях в Нью-Мехико случился такой же отрыв киля.
8 декабря 1964 года. Сверхзвуковой бомбардировщик B-58 Hustler на обледеневшей полосе попал под реактивную струю ведущего самолёта, выскользнул с ВПП и загорелся. Погиб один из трёх членов экипажа, все пять бомб дали утечку.
Мини-Валькирия.
17 января 1966 года. Над испанским Паломаресом во время дозаправки столкнулись B-52G и KC-135. Погибли 11 человек. С B-52 упали четыре термоядерные бомбы B28. У одной раскрылся парашют, две разбились при ударе, вызвав утечку радиации. Четвёртая упала в море и была поднята с глубины 800 метров спустя три месяца. Испания закрыла своё воздушное пространство для самолётов с ядерным оружием.
21 января 1968 года. Катастрофа на авиабазе Туле в Гренландии поставила точку в программе. B-52 с четырьмя бомбами B28 загорелся в воздухе из-за того, что подушки, оставленные на вентиляционном отверстии, воспламенились от горячего воздуха. Экипаж катапультировался, самолёт рухнул на лёд. Взрыв фугасных частей и пожар привели к радиационному заражению. Три бомбы нашли и подняли, четвёртая так и осталась на дне. Операция по очистке «Crested Ice» длилась до сентября 1968 года.
Только после этой катастрофы министр обороны Роберт Макнамара добился полного запрета на полёты с ядерным оружием. Только тогда начались серьёзные работы по повышению безопасности бомб, которые привели к созданию новых защитных механизмов и менее чувствительной взрывчатки.
Выводы
За 18 лет в ВВС США произошёл 21 серьёзный инцидент с повреждением или потерей ядерного оружия. История «Хромированного купола» и предшествующих ему аварий — это урок о том, что невозможно застраховаться от всех рисков, что высокий пост не гарантирует разумных решений и что крупные катастрофы часто становятся катализатором технического прогреста. Остаётся надеяться, что ядерное оружие никогда не будет приведено в боевое положение и применено по назначению.
Написано для Всратых авиаконструкторов
Автор статьи: Надоедливая Собака
Больше интересных статей здесь: Оружие.
Источник статьи: Сколько раз американцы теряли и роняли свои ядерные боеголовки?.