7,62-мм станковый пулемет конструкции Горюнова образца 1943 года

Красная Армия вступила в Великую Отечественную войну, имея в качестве основного станкового пулемета пулеметы “Максим” обр. 1910/30 гг., а также незначительное количество станковых пулеметов Дегтярева ДС-39. Огромные потери начального периода войны, потребность в формировании большого количества армейских частей, и обеспечении их стрелковым оружием поставили на повестку дня вопрос о резком увеличении производства станковых пулеметов.

Несмотря на то, что промышленность в 1942 году резко увеличила производство станковых пулеметов (более чем в 5 раз по сравнению с предвоенным 1940 годом) их все равно не хватало. В марте 1942 года Государственный Комитет Обороны (ГКО) был озабочен тем, что создавшееся положение с ручными и станковыми пулеметами грозит сорвать формирование новых армейских частей и восполнение фронтовых потерь.

Тому были две основные причины. Во-первых, неудачей закончилось принятие на вооружение пулемета ДС-39. В производстве он был около года и снят с него в самый канун войны - в июне 1941 года. По общему мнению, военных и представителей промышленности, пулемет был еще “сырым” ввиду низкой живучести его основных деталей, большому количеству задержек при стрельбе и чрезмерной чувствительности к запыленности и воздействию низких температур. Кроме того, работа над устранением недостатков без коренной переделки пулемета (читай - созданию абсолютно нового образца) была невозможна. Во-вторых, основной станковый пулемет Красной Армии “Максим” был, ввиду, прежде всего, своего возраста (более 50 лет, конструкция конца XIX века) очень сложным и трудоемким в производстве. И резервы этого производства были практически исчерпаны...

Потребовалось в кратчайшие сроки, создать абсолютно новый, технологичный в производстве, и более эффективный на поле боя образец оружия поддержки пехоты, выпуск которого в большом количестве может быстро освоить промышленность. В мае 1942 года был объявлен конкурс на создание станкового пулемета взамен пулемета “Максима”.

Группа разработчиков под руководством П. М. Горюнова (кроме него в группу входили В. Е. Воронков и племянник конструктора, слесарь М. М. Горюнов), работая на Ковровском заводе No2, к концу 1942 года создала новый образец, который уже через полгода был принят на вооружение. Успех П. М. Горюнова и его соавторов был определен, прежде всего, тем, что данная группа конструкторов работала вместе еще с 1938 года, и результатом той работы стал ручной пулемет ГВГ (Горюнов - Воронков - Горюнов) успешно прошедший заводские испытания в 1940 году. Именно его конструкция и послужила прототипом нового станкового пулемета.

В декабре 1942 года пулемет прошел заводские испытания, и была изготовлена серия из 50 единиц, 45 из которых под названием ГВГ поступили на войсковые испытания. Их тоже признали успешными. Некоторые недостатки и замечания, выявленные на испытаниях, были быстро устранены, и в начале мая 1943 года пулемет поступил на государственные испытания, которые проходили на курсах “Выстрел”.

Конкурентом на испытаниях стал модернизированный станковый пулемет Дегтярева - ДС-43. По результатам конкурса пулемет Горюнова в несколько раз превзошел пулемет Дегтярева в таких важных показателях как кучность стрельбы, живучесть деталей и количеству отказов в работе. Кстати, в данных испытаниях, наряду с советскими пулеметами, в качестве сравнительных образцов, участвовали трофейные немецкие пулеметы. По словам известного оружейника Ф. В. Токарева, присутствовавшего на испытаниях, они оказались значительно более сложными чем советские опытные образцы и стреляли с большим количеством задержек.

Интересно, что судьба пулемета фактически была решена еще до завершения конкурса. И. В. Сталин, как известно, имел свои предпочтения среди конструкторов советского оружия и в отношении стрелковых систем верил в непререкаемый авторитет и талант В. А. Дегтярева. Сталин настаивал на принятии на вооружении его модернизированного пулемета. Нарком вооружений Д. Ф. Устинов поддерживал образец Горюнова.

Как отмечает большинство исследователей - значительная роль в том, что предпочтение отдали именно конструкции Горюнова (конечно помимо отличных боевых качеств его пулемета) принадлежит... Дегтяреву. Именно он прямо заявил Сталину, что пулемет Горюнова проще, надежнее, чем его пулемет, промышленность может его быстро освоить и поэтому следует принять его на вооружение. Вдобавок, после того, как на испытаниях выяснилось, что станок, спроектированный к пулемету Горюнова имеет много недостатков, Дегтярев предложил для него станок конструкции своего КБ, который и был принят на вооружение.

Итак, 14 мая 1943 года, не дожидаясь окончания госиспытаний, решением ГКО пулемет Горюнова на станке Дегтярева - Гаранина, был принят на вооружение под обозначением “7,62-мм станковый пулемет конструкции Горюнова обр. 1943 года” (сокращенно СГ-43). Специально для его производства на Ковровском заводе всего за 2,5 месяца был построен новый цех. Первые серийные пулеметы ушли на фронт в середине осени 1943 года. С 1944 г. к производству СГ-43 подключился завод в Златоусте.

Пулемет СГ-43 является автоматическим оружием с газовым двигателем автоматики и ленточным питанием. Газовый двигатель имеет поршень с длинным рабочим ходом, газовый регулятор и расположен под стволом. Ствол тяжелый, снаружи гладкий, быстросменный (7-8 с), для удобства замены имеет специальную рукоятку, смена должна была осуществляться через каждые 500 выстрелов. Запирание ствола - перекосом затвора вправо, вбок.

Важной особенностью было использование как металлической, так и холщовой (от пулемета “Максим”) патронных лент. Подача ленты слева направо. Из-за того, что использован патрон с закраиной и лента с замкнутым звеном, подача патронов осуществляется в два этапа. Сначала, при движении затвора назад, специальный захват, связанный с затворной рамой, извлекает патрон из ленты назад, после чего патрон снижается до уровня затвора. Затем, при движении затвора вперед, патрон досылается в патронник. Стрельба ведется с открытого затвора. На пулемете СГ-43 рукоятка заряжания располагалась под затыльником пулемета, между спаренными рукоятками управления огнем. Приемник с откидной крышкой в несколько раз повышал скорость заряжания пулемета по сравнению с тем же “Максимом”.

Основным преимуществом нового пулемета стала простота его конструкции, обеспечивавшая высокие боевые и служебно-эксплуатационные качества. Относительно небольшая масса (46 кг со станком) повысила маневренность пулемета. Боевые возможности оружия значительно возросли с введением регулировки пороховых газов в газоотводной системе. Это новшество обеспечило оружию безотказность работы автоматики в самых сложных условиях эксплуатации. Благодаря тому, что ствол выполнен быстросменяемым, за считанные секунды перегретый, потерявший меткость ствол может быть заменен запасным. С целью облегчения замены нагретого ствола на нем была смонтирована деревянная рукоятка. Ствол с воздушным охлаждением имел существенные преимущества перед водяным, так как его замена производилась быстрее, чем смена воды. Ствол допускал ведение непрерывного огня до 500 выстрелов (обычно стрельба из пулемета ведется очередями по 10-30 выстрелов каждая).

Для стрельбы использовалась вся номенклатура существовавших тогда патронов калибра 7,62х54R. Так, например, при стрельбе бронебойно-зажигательно-трассирующей пулей БЗТ (масса 9,2 г) ее след был виден на расстоянии до 700 метров, и пробивалась 7-мм броня на дистанции 200 метров.

Пулемет использовался со станка конструкции Дегтярева - Гаранина, это был универсальный полевой колесный станок. С него можно было вести зенитный огонь (с помощью специального кольцевого ракурсного прицела).

В 1944 году конструкторы Г. Гаранин и В. Селезнев разработали для СГ упрощенный колесный станок, характеризовавшийся гораздо более высокими показателями при эксплуатации в затрудненных условиях. При этом повысилось удобство его переноски в походном положении, в окопах, ползком при волочении пулемета за собой, было обеспечено более удобное пользование механизмами наведения и зажимными устройствами, упрочнены колеса и их посадка на осях, а также прочность всего станка. Так же, как и станок Дегтярева, модернизированный станок можно было использовать для наземной и зенитной стрельбы. Применение амортизации оружия на станке увеличило его устойчивость во время ведения огня, что в значительной мере повысило меткость стрельбы.

В 1945 году ковровские конструкторы усовершенствовали и сам пулемет Горюнова. Для улучшения теплоотдачи ствол вместо гладкой наружной поверхности получил поперечные ребра охлаждения, рукоятку перезаряжания для удобства стрельбы из положения лежа и сидя перенесли из-под рукояток управления огнем на правую сторону ствольной коробки, ввели регулируемый замыкатель ствола, позволивший практически беспрепятственно осуществлять замену нагретого ствола. В таком виде модернизированный пулемет Горюнова СГ принял участие в боях весной сорок пятого.

Вскоре после окончания Великой Отечественной войны пулемет еще раз подвергся модернизации. С колесного станка убрали щит (практика показала его нецелесообразность). Наряду с колесным станком на вооружение был принят новый, более удобный треножный станок конструкции Сидоренко-Малиновского. Общая масса пулемета на треножном станке теперь составляла всего 27,7 кг. Усовершенствованное оружие получило наименование “7,62-мм станковый пулемет Горюнова модернизированный (СГМ)”. До сих пор СГМ состоит на вооружении в некоторых странах.

Пулеметы СГ-43 и СГМ для своего времени были мощным и надежным оружием, простым в эксплуатации, однако имели недостаточную, по сравнению с едиными пулеметами, маневренность и эффективность (например с немецким MG-42, в варианте станкового пулемета).

Спасибо, что вы с нами, друзья! Пишите комментарии, ставьте лайки и делитесь с друзьями! Подписывайтесь на нашу ленту и будьте в курсе самой увлекательной и познавательной информации! Всем добра!

Больше интересных статей здесь: Оружие.

Источник статьи: 7,62-мм станковый пулемет конструкции Горюнова образца 1943 года.