В мае 1972 года легендарный конструктор Александр Морозов, создатель танков Т-34-85 и Т-64, представил на научно-техническом совете Министерства оборонной промышленности СССР революционное техническое предложение. Этот проект, известный как «Объект 450» или перспективный танк Т-74, мог обеспечить советскому танкостроению технологическое лидерство на десятилетия вперёд.
Импульсом к созданию новой машины послужила информация, добытая советской разведкой в конце 1960-х годов. Стало известно о совместной американо-западногерманской разработке — перспективном основном боевом танке MBT-70 (KPz 70), предназначенном для 1970-х годов. Его тактико-технические характеристики, особенно планируемое 152-мм орудие, значительно превосходили возможности советских танков того времени, включая новейший Т-64 со 115-мм пушкой.
У нас есть подарки для танкистов! ------> Жми!
«Тема 101» и подковёрная борьба
В ответ на западную угрозу в Министерстве обороны СССР инициировали «Тему 101» — программу по созданию принципиально новой бронетехники для 1980-х годов. Однако параллельно в советском танкостроении нарастали негативные тенденции, связанные с ведомственным соперничеством и неэффективным расходованием средств.
После смерти министра Вячеслава Малышева в 1957 году руководство отраслью перешло к Дмитрию Устинову, который недолюбливал харьковский завод, пользовавшийся покровительством Малышева. В пику Харьковскому конструкторскому бюро машиностроения (ХКБМ) под руководством Морозова, Устинов стал поддерживать нижнетагильский Уралвагонзавод (УВЗ). Это привело к дублированию разработок и созданию практически идентичных по характеристикам, но технически разных танков Т-64А (Харьков) и Т-72 (Нижний Тагил), что в разы увеличивало затраты на производство, ремонт и снабжение.
В рамках «Темы 101» самое опытное КБ — харьковское — отстранили от разработки перспективного танка. Не зная точных требований заказчика, Морозов в инициативном порядке поставил перед своими конструкторами амбициозную задачу: создать прорывной танк Т-74 с 152-мм орудием, уменьшенным силуэтом, усиленной бронёй и массой не более 40 тонн.
Революционная компоновка: рождение идеи необитаемой башни
Ключевую идею, которая сегодня реализована в танке Т-14 «Армата», предложил начальник отдела перспективного проектирования ХКБМ Георгий Омельянович. Понимая, что классическая компоновка исчерпала себя, конструкторы предложили радикальное решение — отказаться от обитаемой башни. В башне предлагалось разместить только орудие с казёнником, вспомогательное вооружение (30-мм автоматическую пушку и крупнокалиберный пулемёт) и необходимую аппаратуру. Всё остальное, включая экипаж, должно было переместиться в корпус.
Это решение давало колоссальные преимущества: поражаемый силуэт уменьшался на 5%, экономилась масса до 5 тонн, а главное — кардинально повышалась живучесть и безопасность экипажа.
Новая компоновка предполагала разделение корпуса на четыре изолированных бронированных отсека. Экипаж из трёх человек размещался в единой бронированной капсуле в передней части корпуса, что значительно улучшало их взаимодействие и защищённость. Перед ними находился отсек с топливом, служивший дополнительным защитным экраном. За спиной экипажа, за бронированной перегородкой, располагался отсек с боекомплектом. В случае его детонации у танкистов появлялся реальный шанс выжить. Силовая установка размещалась в кормовом отсеке.
Такое решение устраняло главные недостатки классических танков: тесноту боевого отделения, опасное соседство экипажа с вращающимися механизмами, боеприпасами и топливом. Площадь пола для экипажа увеличивалась до 3 м², что было невероятным комфортом для танкистов. Командир и наводчик, опущенные низко в корпус, были лучше защищены, не дышали пороховыми газами и не рисковали получить травму от отката орудия.
Проект сулил и экономические выгоды: количество деталей сокращалось на 1300 штук, а трудоёмкость изготовления — на 3500 нормочасов. Уже тогда предлагалось использовать шасси Т-74 как универсальную платформу для САУ, инженерных и зенитных машин — концепция, реализованная спустя десятилетия в платформе «Армата».
Бюрократическое сопротивление и закат проекта
Несмотря на поддержку идеи на техническом уровне, проект «Объект 450» столкнулся с жёстким бюрократическим сопротивлением. Харьковское КБ завалили текущей работой, в том числе по созданию модификаций Т-64 и унификации с ленинградским газотурбинным танком (будущим Т-80), который был «идеей фикс» Устинова.
Против революционного танка ополчились и высокопоставленные военные. Как объяснял заместитель Морозова Анатолий Славиковский, принятие принципиально новой машины потребовало бы коренной перестройки всей системы боевой подготовки, снабжения и организационно-штатной структуры танковых войск. Военным было проще работать с привычными, хоть и менее совершенными, образцами.
С началом серийного производства Т-72 в Нижнем Тагиле в 1974 году проект Т-74 стали целенаправленно «топить». В 1976 году, разочарованный и измотанный борьбой, Александр Морозов ушёл на пенсию. Вместо прорывного Т-74 на вооружение был принят третий, по сути, аналогичный танк — Т-80, что привело к колоссальным экономическим потерям из-за одновременного производства и эксплуатации трёх одинаковых по возможностям машин.
Наследие «Объекта 450»
Работы над концепцией необитаемой башни не прекратились полностью. После смерти Морозова в 1979 году его сын, Евгений Морозов, продолжил разработки в Харькове. Появились проекты «Объект 490 «Тополь»» и «Объект 490А «Бунтарь»», а затем и «Объект 477 «Боксёр»/«Молот»» с 152-мм пушкой, прототип которого успешно прошёл испытания к 1987 году.
После распада СССР проект был продолжен уже в Украине под названием «Объект 477А1(А2) «Нота»», но в начале 2000-х годов сотрудничество с Россией прекратилось, и работы остановились.
Сегодня концепция, впервые детально проработанная в «Объекте 450», воплотилась в российской платформе «Армата» и танке Т-14. История этого проекта — яркий пример того, как ведомственные амбиции, бюрократия и нежелание менять устоявшиеся подходы могут затормозить технологический прогресс на десятилетия. Ответственный подход в середине 1970-х мог бы дать Советскому Союзу танк будущего на 40 лет раньше, сэкономив стране огромные ресурсы и обеспечив ей неоспоримое преимущество в бронетанковой технике.
Еще наши публикации:
Почему сейчас у танков выхлоп сбоку?
Как отстрелили пушку Тигру?
Реальная история Избиение Пантер во Франции, как это было?
У нас есть подарки для танкистов! ------> Жми!
Обратите внимание: Мощнейший советский пулемет, который прикончил своего создателя..
Больше интересных статей здесь: Оружие.
Источник статьи: Объект 450 - Советский проект танка с необитаемой башней.