«Смертельное оружие» (1987): Эхо войны

ВНИМАНИЕ! В ТЕКСТЕ МОГУТ ПРИСУТСТВОВАТЬ СПОЙЛЕРЫ!

Я хотел написать об этом фильме в контексте других картин, в которых есть элементы бадди-муви. «Смертельное оружие» казался мне идеальным кандидатом, в котором можно было бы проследить взаимоотношения двух абсолютно разных людей, как они находят друг к другу подход и становятся близки друзьями. Безусловно, эта тема раскрыта хорошо, но она здесь далеко не самая важная.

Картина Ричарда Доннера легко сопоставима по своему содержанию с фильмами вроде «Таксист» (1976), «Лестница Иакова» (1991) и другими , в которых в центре внимания находятся бывшие солдаты, служившие во Вьетнаме. Эта военная кампания черным пятном лежит на истории США, отсюда и частое её использование в кинематографе. Но в «Смертельном оружии» Вьетнам не просто позволяет сформировать бэкграунд героев, а является важнейшим источником для формирования психологического портрета каждого из них. И для Мартина (Мэл Гибсон), и для Роджера (Дэнни Гловер) та война с болью отражается в их глазах при каждом упоминании. Каждый поступок героя, его линия характера продиктована именно теми событиями. Этот поствоенный синдром сильно отражается на их взаимоотношении с окружающими и с самими собой. И их разные взгляды на мир, кажется, должны повлиять на то, чтобы они никогда не нашли общий язык, но Вьетнам позволил найти им ключики к пониманию друг другу.

Коррумпированные военные – тема не только политическая, но и социальная. Пока ветераны войны в какой-нибудь «Скале» вынуждены взяться за оружие, чтобы отстоять честь своих погибших братьев, в «Смертельном оружии» они используют все свои навыки и связи для контрабандой торговлей запрещенными веществами. И это работает на два подтекста – с одной стороны, дает дополнительную мотивацию для главных героев отстоять честь мундира (не считая похищения дочери Роджера), с другой, позволяет превратить картину в настоящий неонуарный триллер.

Ночь, машина, завывания саксофона – всё это рождает меланхоличные ощущения, а расследование убийства проститутки, которое завязывается в клубок политических игр, превращает экранные события в нечто уникальное. Вдобавок ко всему два главных героя крайне разочарованы своей жизнью, у каждого из них куча проблем (не считая упомянутого поствоенного синдрома). Роджеру исполнилось 50, у него есть большая любящая семья, любимая работа детективом , но приближение скорой пенсии не позволяет сполна радоваться жизни.

Обратите внимание: Оружие каменного века.

У Мартина всё куда запущеннее – кроме особых склонностей к насилию у него умерла любимая жена, вследствие чего он потерял любые ниточки с реальностью и всё сильнее склоняется к мысли о самоубийстве. Работа в полиции позволяет ему и отвлечься, и найти своим навыкам достойное применение, но из-за психологических проблем каждый раз сильно рискует собственной жизнью, из-за чего с ним не может ужиться ни один напарник. Именно этого при первом знакомстве испугался Роджер – он боится потерять всё то, что у него есть, из-за припадков сумасшедшего парня, который своими поступками может угробить их обоих.

Но вышло иначе – общее дело, общее прошлое, а также откровенное общение сблизило их, можно сказать, породнило. Но это не разудалая дружба как в подобных картинах, и даже не отношения Джея и Кея в «Людей в черном» - здесь герои попросту необходимы друг другу, позволив смотреть на мир другими глазами. Роджер научился быть не таким миролюбивым, понимания, что иногда надо проявлять и агрессию. А Мартин, найдя себе близкого друга, смог побороть суицидальные мысли.

Сложно в двух словах сказать, о чём же фильм «Смертельное оружие». Здесь разносторонняя форма органично сочетается с не менее разносторонним содержанием. Если упростить терминологические характеристики, то фильм является примером неонуарного триллера с примесью бадди-муви. Об этом говорят всевозможные стилистические элементы, которые работают на атмосферу и линии главных героев.

В какой-то степени главный акцент делается именно на персонаже Мэла Гибсона, драматическая коллизия которого прописана наиболее остро и ярко. Та же финальная рукопашная потасовка нужна не только для развлечения зрителя, но и чтобы уставший Мартин смог наконец вымести все внутренне обиды, агрессию и прочие негативные переживания наружу, закрыть пресловутый гештальт и двигаться дальше, потому что это расследование стало для него личным. Благодаря нему фильм говорит о том, что в мире всегда важно найти человека, которому можно не просто доверять, а доверить собственную жизнь. Подарок в финале Роджеру в виде пули, которой Мартин хотел застрелиться, говорит именно об этом.

В свою очередь, линия Роджера позволяет показать историю человека, который не так уж стар для происходящих событий. Когда было важно задействовать все свои внутренние силы для спасения дочери, он забыл о своем преклонном возрасте и сделал всё, чтобы спасти родного человека.

Друзья, я буду рад любой форме обратной связи! Подписывайтесь, ставьте лайки, пишите свое мнение в комментариях! Смотрите только хорошее кино! 😉

Больше интересных статей здесь: Оружие.

Источник статьи: «Смертельное оружие» (1987): Эхо войны.