Парадокс B-26 «Мародер»: от «фабрики вдов» до самого живучего бомбардировщика США

Друзья, всем привет! Сегодня мы поговорим об одном из самых противоречивых самолётов Второй мировой войны.

На снимке: B-26 «Мародер» ведёт огонь по атакующим немецким истребителям, демонстрируя свою мощь в бою.

История американского бомбардировщика B-26 «Мародер» полна контрастов. С одной стороны, официальная статистика признаёт его самолётом с самым низким процентом боевых потерь среди всех бомбардировщиков США в той войне. С другой — за ним прочно закрепились зловещие прозвища вроде «Вдоводел», «Убийца лейтенантов» и «Летающий гроб». Как один и тот же самолёт мог сочетать в себе столь разные качества? Давайте разберёмся.

B-26, печально известный как «Вдоводел» — прозвище, которое он получил на раннем этапе службы.

Корень проблем: цена за скорость

В чём же крылась главная проблема B-26, породившая такие мрачные отзывы?

Всё началось с технического задания. Армейский авиационный корпус США требовал от нового бомбардировщика феноменальную для того времени скорость — свыше 500 км/ч. Фирма Гленна Мартина выиграла контракт, но для достижения заданных характеристик конструкторам пришлось пойти на радикальные меры. Они значительно уменьшили площадь крыла, что действительно снизило сопротивление и повысило скорость. Однако у этой инженерной победы была обратная сторона: самолёт стал крайне сложным в пилотировании на взлёте и посадке, требуя от лётчиков высочайшего мастерства.

Ситуацию усугубила поспешность. Военные, уверенные в успехе, заказали 2011 серийных машин, не дожидаясь даже постройки полноценного прототипа. По сути, роль летающей лаборатории выполнял первый же серийный B-26, а после всего 113 часов испытаний самолёты начали поступать в войска.

Кровавая школа: первые шаги в войсках

Первой на «Мародеры» переучилась 22-я бомбардировочная группа, ранее летавшая на тихоходных B-18. Для пилотов это стал шок. Крейсерская скорость их старого B-18 составляла 269 км/ч, а посадочная скорость нового B-26 была всего на 60 км/ч меньше — около 210 км/ч! Лётчики, по привычке пытаясь садиться на меньшей скорости, провоцировали сваливание и катастрофы.

Предшественник «Мародера» — бомбардировщик B-18 «Боло», гораздо более простой и forgiving в управлении.

Но на этом сюрпризы не закончились.

Самолёт оказался критически чувствительным к центровке. Из-за проблем с поставками первые машины прибывали в части некомплектными (например, без оборонительных пулемётов). На заводе, чтобы сбалансировать машину, в хвост укладывали балласт — инструмент и запчасти. Однако военным об этом не сообщили. Принимая технику, механики этот балласт выгружали, неосознанно смещая центр тяжести вперёд. Это приводило к перегрузке и поломкам носовой стойки шасси.

В сочетании с другими «детскими болезнями» новой конструкции и ошибками переучивающихся экипажей это сделало B-26 настоящей машиной смерти в мирном небе. За один лишь месяц на авиабазе произошло 15 аварий. На «Мародере» разбился даже командир 22-й группы, полковник Марк Льюис. Слухи об аварийности росли, и молодые лётчики были убеждены, что этот самолёт неспособен лететь на одном двигателе.

Обратите внимание: «Белая мгла» и дважды выживший в катастрофах.

Путь к исправлению: от стыда до сената

Командование предприняло нестандартные шаги. Чтобы развеять мифы, привлекли знаменитого аса Джимми Дулиттла, который продемонстрировал полёты на одном двигателе. А чтобы пристыдить опасающихся пилотов-мужчин, на B-26 обучили 17 женщин-пилотов из вспомогательной службы.

Однако корень проблемы был глубже. В 1942 году Гленн Мартин предстал перед сенатским «Комитетом Трумэна», расследовавшим злоупотребления в оборонных заказах. На вопрос сенатора Гарри Трумэна о причинах катастроф Мартин прямо ответил: «Слишком короткое крыло». Под угрозой расторжения контракта фирма пошла на доработки.

Главная причина первоначальной аварийности «Мародера» — его короткое крыло, жертва скорости в ущерб безопасности.

К февралю 1943 года появилась модификация с крылом, размах которого был увеличен на 1,8 метра. Максимальная скорость немного снизилась, но управляемость и безопасность возросли на порядок. Параллельно были переписаны инструкции, где лётчикам настоятельно рекомендовали не бояться высокой посадочной скорости и чётко прописали алгоритм действий при отказе двигателя.

После всех доработок B-26 превратился из «вдоводела» в одного из самых живучих и эффективных бомбардировщиков.

Ирония судьбы: от позора к славе

Исправленный «Мародер» полностью раскрыл свой потенциал. В бою он оказался невероятно крепким орешком: живучим, хорошо вооружённым и быстрым. Он нёс наименьшие потери в процентном соотношении среди всех американских бомбардировщиков, выполнив огромное количество боевых вылетов в Европе и на Средиземноморье.

Трагический финал: падение сбитого «Мародера» в январе 1945 года. Даже самый живучий самолёт не был неуязвим.

Таким образом, история B-26 — это история эволюции от опасной и сырой машины, заслужившей дурную славу в учебных полётах, до одного из самых надёжных и эффективных боевых самолётов. «Фабрика вдов» в итоге стала щитом, который спас жизни сотням своих экипажей в настоящем аду воздушной войны.

B-26, вернувшийся на базу после прямого попадания зенитного снаряда. Его живучесть в бою стала легендарной.

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: «Фабрика вдов» американских ВВС.