Достаточно ли одного поручения президента, чтобы самолет, сконструированный под посадку на полосе в 1050 метров, довольствовался 350-ю?

Первый полет прототипа самолета "Байкал" ожидается в конце текущего, 2025 года, а получение сертификата типа воздушного судна - в 2026 году, говорится в сообщении Росавиации. Но нам порой кажется, что самолет , с которым региональная авиация связывала радужные надежды, в ближайшее время мы не увидим — скорее всего он и останется в виде "демонстрационного образца".
Было - стало
До сих пор основной рабочей лошадкой для работы на труднодоступных направлениях остается Ан-2 — добротный советский кукурузник, созданный еще в конце 40-х годов XX столетия. Он даже попал в Книгу рекордов Гиннесса: единственный в мире самолет, который производился более 60 лет. Рекорд - дело хорошее, но АН-2 давно пора было менять.
Вопрос о создании замены для устаревших многоцелевых самолетов Ан-2 обсуждается уже несколько десятилетий. Последняя попытка заменить Ан-2 была предпринята всего несколько лет назад, но она оказалась неудачной.
Проект легкого многоцелевого самолета ТВС-2ДТС изначально вызывал большие надежды и ожидания в авиационной отрасли, и планы по запуску серийного производства были весьма амбициозными. Однако летом 2019 года Министерство промышленности и торговли России приняло решение отказаться от этого проекта. Основными причинами такого решения стали чрезмерный вес самолета и высокая доля импортных компонентов, используемых в его конструкции. В частности, проект включал иностранные двигатели, электронику и композитные материалы, что стало неприемлемым в условиях стремления к импортозамещению.
В ответ на это было инициировано создание нового конкурса на разработку легкого многоцелевого самолета с обновленным техническим заданием. Новый самолет, получивший название ЛМС-901 «Байкал», должен был соответствовать современным требованиям и ожиданиям, а также быть более адаптированным к условиям эксплуатации в России.

Инфографика: vistat.org
О том как важно уметь считать
Замену - ЛМС-901 «Байкал» нам показали еще 2,5 года назад. Но одно дело показать на вставке, другое - серийно производить и эксплуатировать. Между тем еще в феврале 2022 году региональная краснояркая авиакомпания «КрасАвиа» и разработчик ЛМС-901 подписали договор на поставку 10 машин начиная с 2025 года.
С февраля 2022-го изменилось, как мы помним, примерно все. Но в политику и сводку мы сейчас не полезем. Нам хватит и экономики в лайт-режиме.
В разработку и запуск производства ЛМС-901 «Байкал» было вложено около 5 миллиардов рублей. Однако стоимость одного самолета возросла с 120 миллионов рублей в 2019 году до 455 миллионов в 2024-м. Основной причиной роста себестоимости стали, разумеется, значительные изменения цен на материалы и комплектующие. Все подорожало в несколько раз, утверждают авиапроизводители и эксперты области.
Между прочим 120 миллионов — это цена базовой версии самолета. Если авиакомпания решает добавить дополнительное оборудование, производитель должен учитывать дополнительные расходы на его разработку и испытания более сложной модели.Авиакомпании и потенциальные пассажиры, скажем так, были обескуражены.
Но пришли отличные новости: стоимость самолета «Байкал» значительно снизилась после поручения Владимира Путина, озвученного на Восточном экономическом форуме, который проходил с 3 по 6 сентября. Если до форума озвученная цена самолета составляла 455 миллионов рублей, но то вскоре после она упала до 260 миллионов. Вице-премьер и полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев объяснил это снижение тем, что поручение президента России оказывает «магическое влияние» на ситуацию.

Инфографика: vistat.org
Если б я была котом я бы тут написала "Хоба!". Но я не кот, поэтому пойду помою руки после чтения о фокусах с ценами когда все то дорожает в три раза, то дешевеет почти вдвое и мы продолжим.
Продолжаем удивляться
Одним из значительных изменений стало сокращение длины взлетно-посадочной полосы для «Байкала» в три раза — с 1 050 метров до 350 метров.
Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.
Это требование призвано сделать самолет более универсальным и доступным для эксплуатации на малых и грунтовых аэродромах, что особенно важно для регионов с ограниченной инфраструктурой. Президент России поручил правительству обеспечить рост числа пассажиров на внутренних рейсах до 4 миллионов в год к 2030 году, что также подчеркивает актуальность разработки нового воздушного судна.ЛМС-901 «Байкал» предназначен для использования на местных воздушных линиях и выполнения разнообразных авиационных задач. Еще раз: он создается как замена знаменитому «кукурузнику» Ан-2, который пользовался большой популярностью благодаря своей способности взлетать с коротких дистанций — всего 30 метров.
Понятно. 5 лет создавали самолет, которому на посадку нужно больше километра, а теперь за год его же "научат" тормозить на дистанции втрое меньшей.
Отечественное ноу-хау и российские конструкторы - большие профессионалы, но боже мой, как интересно, тормозной парашют прикрутят? Или он будет садиться с помощью системы крюка и тросов как Су-33 - на палубу "Кузнецова"?
Минутка маркетинга и ЛТХ
Новый самолет будет меньше по размерам, быстрее и сможет дольше находиться в воздухе без необходимости дозаправки. При этом разработчики уверяют, что надежность и универсальность «Байкала» не уступят его предшественнику.

Инфографика: vistat.org
Самолет должен эксплуатироваться в различных условиях, включая грунтовые аэродромы, для чего было разработано специальное трехточечное шасси с хвостовым колесом. В отличие от Ан-2, который имел низкоплановую конструкцию, «Байкал» будет высокопланом с одним верхним крылом. Это позволит уменьшить его вес до 2040 кг по сравнению с 3400-3690 кг у Ан-2, увеличить максимальную скорость до 300 км/ч (вместо 190 км/ч у предшественника) и снизить расход топлива — точные данные о снижении будут известны после летных испытаний с использованием отечественного двигателя.
В качестве силовой установки для самолета ЛМС-901 «Байкал» поначалу предполагался иностранный двигатель от General Electric — H80-200. Он и стал основным «тормозом» проекта. Планируется его замена на российский двигатель ВК-800. Этот двигатель разрабатывается компанией «ОДК-Климов» и является единственным проектом силовой установки, который был создан «с чистого листа» за последние два десятилетия. Разработка турбовального двигателя ВК-800 началась в начале 2000-х годов, и он предназначен для вертолетов малой грузоподъемности.
Конструкция ЛМС-901 «Байкал» выполнена преимущественно из алюминия. Использование современных композитных материалов оказалось затруднительным из-за сложности их изготовления и потребности в импортном оборудовании.

Инфографика: vistat.org
Одной из самых актуальных тем для отечественного авиастроения остается вопрос авионики. На самолетах SSJ-100 и МС-21 возникли серьезные проблемы из-за зависимости от иностранных комплектующих. Однако для ЛМС-901 планируется установка современного цифрового комплекса бортового радиоэлектронного оборудования из отечественных материалов. В рамках проекта импортозамещения была разработана система УКБО-42, которая должна быть использована на новом самолете, что станет значительным шагом вперед в обеспечении независимости российской авиации от зарубежных технологий.
Как мы строили, строили и пока не построили
12 сентября 2019 года Минпромторг России определил «Уральский завод гражданской авиации» (УЗГА) как разработчика нового самолета. На Международном авиационно-космическом салоне (МАКС-2021) состоялась первая живая демонстрация нового «внедорожника» для малой авиации, что вызвало интерес у специалистов и потенциальных клиентов.
Согласно планам правительства, к 2030 году должно быть выпущено 139 самолетов «Байкал». Первоначально поставки ЛМС-901 планировались на 2025 год, однако согласно комплексной программе развития авиационной отрасли России до 2030 года, в следующем году предполагается поставить пять самолетов «Байкал», а затем по 25 машин в год до 2029 года и 34 машины в 2030 году. ЛМС-901 является многоцелевым самолетом — он будет сертифицирован как для пассажирских, так и для грузовых перевозок.
Вместимость - 9 человек (класс самолета не позволяет увеличить число пассажиров). Безопасность обещают не хуже, чем на среднемагистральных лайнерах.
Первый вице-премьер Денис Мантуров в сентябре текущего года заявил о целевом сроке завершения создания «Байкала» — 2026 год. Смещение сроков связано с необходимостью импортозамещения как двигателя, так и винта из-за ухода иностранных компаний из российского рынка.
Источник статьи и вся инфографика по теме https://vistat.org/art/kak-vozrozhdajut-maluju-aviatsiju-s-p...
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Как возрождают малую авиацию с помощью ЛМС-901 "Байкал" и не держат ли нас за дураков.