«Буран»: триумф советской космонавтики и первый в мире полностью автоматический полет

15 ноября — особая дата в летописи советского и российского космоса. Ровно 37 лет назад состоялся легендарный полет многоразового космического корабля «Буран». Он не только успешно вышел на орбиту, но и совершил точнейшую автоматическую посадку, что стало настоящим технологическим прорывом и предметом национальной гордости.

Исторический контекст: гонка многоразовых систем

Разработка «Бурана» была прямым ответом на американскую программу «Спейс Шаттл», стартовавшую в 1972 году. США анонсировали амбициозные планы: строительство флота из четырех челноков, до 60 полетов в год и вывод на орбиту колоссальных 30 тонн груза. Эти заявления, подкрепленные бюджетом в 5.5 миллиардов долларов (в ценах того времени), вызвали серьезную озабоченность в СССР. Советские эксперты, проведя глубокий анализ, пришли к выводу, что декларируемая экономическая эффективность программы была лишь прикрытием. Реальной целью было создание мощной военно-космической системы, что в условиях холодной войны делало симметричный ответ стратегической необходимостью. Таким образом, «Буран» с самого начала создавался не просто как транспортный корабль, а как высокотехнологичный комплекс двойного назначения.

Технологическое превосходство: беспилотный полет

Главной уникальной особенностью «Бурана», не имевшей аналогов в мире, стала его полная автоматизация. В то время как американские шаттлы всегда управлялись экипажем, советский корабль был способен выполнить всю миссию — от старта до посадки — полностью автономно, под контролем бортового компьютера. Для конца 1980-х годов это был фантастический уровень развития искусственного интеллекта и робототехники.

Обратите внимание: «Белая мгла» и дважды выживший в катастрофах.

Хроника легендарного полета

Первый запуск, намеченный на 29 октября 1988 года, был отменен автоматикой за 51 секунду до старта из-за нештатного отхода обслуживающей фермы. Этот инцидент лишь подтвердил, что главным «пилотом» корабля является электронный мозг.

Успешный старт состоялся в холодное утро 15 ноября 1988 года. Несмотря на сложные погодные условия, мощнейшая ракета-носитель «Энергия» вывела «Буран» в космос. С момента отделения от носителя корабль действовал абсолютно самостоятельно: вышел на расчетную орбиту, выполнил необходимые маневры, включая перекачку топлива для балансировки.

Совершив два витка вокруг Земли за 206 минут, «Буран» начал возвращение. На этапе спуска, при входе в плотные слои атмосферы, связь с ним прервалась — корабль скрылся в раскаленном плазменном коконе. Когда локаторы вновь его засекли, произошло нечто удивительное: вместо стандартного захода на посадку «электронный пилот», рассчитав избыток энергии, самостоятельно выбрал и реализовал более длинную, но оптимальную траекторию с маневром.

Борясь с сильным боковым ветром, «Буран» в 09:24 по московскому времени с ювелирной точностью коснулся посадочной полосы. Его пробег составил 1620 метров, а отклонение от центральной оси — всего 3 метра, что для первого беспилотного полета являлось выдающимся результатом. Через 10 минут системы корабля были обесточены. Первый в истории полностью автоматический космический полет с возвращением был триумфально завершен.

Эпилог величия

К сожалению, этому грандиозному проекту не суждено было получить развитие. Распад Советского Союза, экономические трудности и смена политических приоритетов привели к закрытию программы. Единственный летавший «Буран» медленно разрушался в ангаре. Однако его полет навсегда остался в истории как символ высочайших инженерных возможностей страны и напоминание о том, каких вершин способна достигать отечественная наука и техника.

Другие интересные технологические саги — в авторском телеграм-канале. Проходите по ссылке

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Ответный ход «Бурана».