Воспоминания советского пилота: боевые будни на летающих лодках МБР-2 и PBY "Каталина"

Восстановленный гидросамолет PBY "Каталина" на авиашоу в Соединенных Штатах.

Оценка противника: истребители и зенитки

— Как бы вы оценили немецкие истребители?

Американская летающая лодка "Каталина" под атакой истребителей Люфтваффе.

Немецкие пилоты демонстрировали высокий уровень мастерства! Из-за их действий мы потеряли немало экипажей. Наши летчики были отлично подготовлены в 1941 году и позднее, начиная с 1944-го. Однако в период между этими годами общий уровень подготовки был неровным, хотя, безусловно, и тогда среди нас были настоящие асы.

— А что насчет немецкой зенитной артиллерии?

Сложно судить, так как по роду задач мы редко работали по наземным целям. Что касается корабельных зениток, то в начале войны их эффективность была невысокой, но со временем противник серьезно усилил противовоздушную оборону флота.

Тактика и быт: от импровизации до комфорта

— Вы упоминали нестандартный способ прицеливания на самолетах МБР-2?

Да, именно так. Дело в том, что штатный бомбовый прицел ОПБ-1 на МБРах был рассчитан строго на бомбометание с высоты 2000 метров. Любое отклонение от этой высоты требовало сложных расчетов по таблицам, на что в боевой обстановке просто не было времени.

Мы нашли остроумное решение: нанесли на борт самолета разноцветные полосы-метки и использовали для наведения обычный пулеметный прицел. Этот метод оказался и точным, и быстрым, избавив нас от лишней бумажной работы и сократив время на боевом курсе. На "Каталинах" же стоял более совершенный, но и более капризный прицел, который, возможно, не все пилоты полностью освоили.

Еще одно ключевое отличие касалось условий работы. В МБР-2 штурман во время полета находился в открытой кабине, подвергаясь всем ветрам и морозам. Чтобы согреться, мы менялись местами с пилотом через специальный люк. На "Каталине" я наконец-то забыл, что такое обморожение и обветренная кожа, ведь кабина была полностью закрытой. Однако расслабиться там тоже не получалось: если полет длился 18 часов, то с учетом подготовки и отчетов я не спал по 20-22 часа.

Гидросамолет PBY "Каталина" после успешного приводнения.

Советская летающая лодка МБР-2 на водной поверхности.

Вооружение, опознавание и боевые эпизоды

— Какова была стандартная боевая нагрузка?

Обычно мы брали четыре фугасные бомбы ФАБ-100, либо одну такую бомбу и три глубинные бомбы ПЛАБ-100 для поиска подводных лодок. Подрыв бомбы даже в 10-15 метрах от цели на глубине гарантированно выводил лодку из строя из-за чудовищного гидроудара. "Каталина" могла нести аналогичный набор, плюс дополнительные бомбы, например, ориентировочные морские авиабомбы (ОМАБ).

*ОМАБ — ориентировочная морская авиабомба. При попадании в воду ее содержимое растворялось, создавая хорошо заметное цветное пятно для целеуказания. Существовал также вариант ОДМАБ — ориентировочная дымовая морская авиабомба, которая при контакте с водой генерировала большое облако окрашенного дыма.

— Как вы определяли принадлежность обнаруженных в море кораблей?

В военное время суда не ходят просто так. У нас на картах были обозначены районы, где в момент вылета могли находиться свои корабли. Вражеские же суда, как правило, сразу открывали по нам огонь. Хотя бывали и трагические ошибки: в июле 1941 года зенитчики с нашего же сторожевика сбили один из двух разведывательных самолетов. После этого мы были готовы атаковать этот корабль, но подобные инциденты, к счастью, были редкостью.

— Насколько эффективной была собственная защита самолетов?

На обеих машинах верхняя полусфера прикрывалась пулеметами, а вот нижняя оставалась уязвимой. На пулеметах стояли ограничители, не позволявшие вести огонь по своим же двигателям. Известен случай, когда наш штурман в 1941 году сбил два "Мессершмитта" Bf 109 из обычного ШКАСа — немецкие пилоты слишком самоуверенно и медленно сблизились. На PBN (модификация "Каталины") вооружение было мощнее, но проверить его в деле нам почти не довелось, так как встречи с истребителями стали редкими.

— Столкновения с самолетами противника были частыми?

Встреча с истребителями обычно заканчивалась для нас печально — тут нечему удивляться.

Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.

Зато мы регулярно встречали немецкие летающие лодки Do-18 и Do-24, которые патрулировали коммуникации. Как правило, мы «вежливо» расходились, не забывая доложить о встрече на берег. Бороться с ними не входило в наши задачи — это была работа для истребителей. Хотя был случай, когда летчик из соседней части прошел под немецкой лодкой, а его стрелок удачно обработал ее днище пулеметным огнем. Вполне возможно, что та лодка потом затонула.

Опасности службы: от пробоин до уток

— Что происходило, если в днище появлялась пробоина?

При посадке фюзеляж начинал набирать воду, на пробеге поврежденные листы обшивки отрывались, увеличивая пробоины, и самолет тонул. Если были повреждены и стабилизирующие поплавки, то гибель наступала очень быстро.

— Посадка на гидросамолетах была сложной?

Да, и опасности подстерегали самые неожиданные. На взлете главной проблемой были дикие утки. В южных районах их было множество, а столкновение с птицей на скорости 150 км/ч было сравнимо с попаданием малокалиберного снаряда.

Посадка на море при волнении в 3 балла считалась сложной, а при 3,5 балла — практически невозможной. Как ни парадоксально, основные потери случались при посадке в полный штиль — пилот не видел поверхности воды. Поэтому поперек курса глиссады пускали катера, чтобы они создавали рябь. Кстати, полузатопленные бревна (топляки) были еще одной скрытой угрозой: налетев на них на пробеге, самолет разрушался, а заметить их можно было только при волнении.

Конец войны и мирная жизнь

— Вы помните свой последний боевой вылет?

В сентябре 1945 года. Не удивляйтесь — мы сопровождали конвои аж до 1946 года. Черное море было буквально усеяно минами, и наши самолеты могли вовремя их обнаружить и предупредить корабли. Всего за войну я выполнил более 380 боевых вылетов.

Экспонат — "Каталина" в Музее военной техники в Верхней Пышме.

— Как вы узнали о Победе?

Отлично помню! Я спал, когда возле нашего дома началась стрельба. Схватив автомат, я выскочил на улицу. Все вокруг палили в воздух. Я спрашивал, что происходит, пока кто-то не крикнул: «Война! Война кончилась! Мы победили!». Тут же присоединился к всеобщему ликованию. Несколько дней был настоящий праздник, а потом снова начались будни со всей армейской дисциплиной.

— А что было после войны?

Моя мирная жизнь сложилась нелегко. Мне пришлось оставить летную службу, и я перешел на преподавательскую работу в Военно-морскую академию в Ленинграде. Мой сын стал подводником и трагически погиб 7 апреля 1989 года в должности старпома на АПЛ «Комсомолец» у острова Медвежий.

7 апреля 1989 года атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» затонула в Норвежском море после пожара на борту. В результате катастрофы погибли 42 члена экипажа из 69, а 27 моряков удалось спастись. Этот день стал Днём памяти погибших подводников в России.

На войне все было ясно: здесь свои, там враг. В мирное же время все оказалось гораздо сложнее. Но война — настолько бессмысленное и чудовищное дело, что ее нельзя допустить повторения.

Однако войны не прекращаются, и бомбардировки мирного населения силами НАТО сегодня мало чем отличаются от подобных действий фашистов в прошлом…

9 мая 1945 года. Г.Т. Аванесов с боевыми товарищами.

Первая часть воспоминаний Г.Т. Аванесова находится здесь: Советский пилот за штурвалом американской "Каталины"

Вторая часть воспоминаний Г.Т. Аванесова находится здесь: Советский пилот за штурвалом американской "Каталины"_2

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Советский пилот за штурвалом американской "Каталины"_3.