Советский командир об американском бомбардировщике B-25: шесть лет на "Митчелле"

Друзья, всем доброго дня!

В рамках нашего цикла о технике, полученной по ленд-лизу, сегодня мы обратимся к уникальным воспоминаниям. Своим опытом службы на американском бомбардировщике B-25 "Митчелл" делится Герой Советского Союза, летчик Александр Васильевич Дудаков. Его свидетельства особенно ценны, ведь он управлял этой машиной на протяжении шести военных и послевоенных лет.

B-25 "Митчелл" в составе советских ВВС.

Как всегда, стоит помнить, что мемуары — это личный, субъективный взгляд. Однако в данном случае мы имеем дело с глубоким и подробным анализом от человека, который не просто летал на самолете, а воевал на нем, знал все его сильные и слабые стороны.

Знакомство с машиной

Будущий Герой Советского Союза А.В. Дудаков.

Мой путь с B-25 начался в июне 1942 года и продолжался вплоть до 1948 года, когда я поступил в академию. За это время мне довелось пилотировать машины разных модификаций: B-25C, B-25D и B-25G. Они в основном различались составом оборонительного вооружения и емкостью топливных баков.

Первыми к нам поступили B-25C, оснащенные двумя электробашнями (верхней и нижней) с парой крупнокалиберных пулеметов в каждой. Еще один пулемет располагался в носовой части у штурмана. Однако в бою быстро выяснился серьезный недостаток: в ночных условиях нижняя башня становилась практически бесполезной, «слепой». Этим пользовались немецкие ночные истребители, которые могли незаметно пристроиться снизу и следовать за нашими самолетами вплоть до аэродрома, где экипаж терял бдительность. Особенно уязвимыми были моменты захода на посадку. Так мы потеряли несколько Ил-4 и B-25C.

Наше командование оперативно отреагировало. Было решено демонтировать нижнюю башню и перераспределить вооружение: установить один пулемет в хвостовой части и по одному — с боков фюзеляжа. Это потребовало увеличения экипажа до шести человек за счет дополнительного стрелка. Кроме того, в просторный бомбовый отсек поместили дополнительный бензобак на 814 литров, что увеличило продолжительность полета до 7 часов. Американская сторона оперативно выполняла все наши запросы по модернизации, что заслуживает отдельного уважения.

Интересно, что название «Митчелл» в наших войсках так и не прижилось. Мы всегда называли самолет просто B-25.

B-25 в небе СССР.

От недоверия к уважению

Первое впечатление у советских летчиков о B-25 было скептическим. Непривычная трехколесная передняя стойка шасси и двойное хвостовое оперение вызвали ассоциации с «каракатицей», и машину тут же так прозвали. Однако практика быстро расставила все по местам.

Самолет оказался исключительно простым и удобным в управлении. Отличный обзор вперед облегчал руление. Взлет, полет и посадка были настолько предсказуемыми и легкими, что позволяли быстро вводить в строй молодых пилотов. Из всех типов самолетов, на которых мне довелось летать, B-25 был самым доступным по технике пилотирования. Трехколесное шасси и два киля, находившиеся в зоне воздушного потока от винтов, делали машину устойчивой и позволяли безопасно взлетать и садиться даже при сильном боковом ветре.

Техническое оснащение и надежность

B-25 был оснащен по последнему слову техники того времени. В кабине находились два авиагоризонта (для левого и правого летчиков), надежный автопилот, незаменимый в длительных полетах, и, что особенно важно для ночных вылетов, — радиокомпас. Отдельно стоит отметить эффективную противообледенительную систему, позволявшую выполнять задания в сложных метеоусловиях.

Моторы «Райт Циклон» зарекомендовали себя как очень надежные, с общим ресурсом в 500 часов, который они честно вырабатывали. Конечно, отказы случались — без этого в авиации не обходится. Яркий пример живучести самолета — случай с моим подчиненным, старшим лейтенантом Николаем Сидуном. Над Будапештом один из двигателей его B-25 был выведен из строя прямым попаданием снаряда. Несмотря на это, он сумел на одном моторе перетянуть через Карпаты, добраться до своего аэродрома и благополучно посадить машину. Этот полет длился три часа.

Трудности переучивания и боевое применение

Переход на иностранную технику не обошелся без курьезов. Английского языка никто не знал (в школах учили немецкий), но языковой барьер преодолели быстро. Главные слова — ON (включено) и OFF (выключено) — усвоили сразу. Разобраться с назначением приборов помогали стрелки и логика, поэтому от наклеек с переводом быстро отказались. Однако были и серьезные инциденты, связанные с непониманием особенностей эксплуатации. Один летчик разбился, израсходовав топливо за два часа полета, тогда как на том же запасе мы летали около пяти. Причина была в неправильной комбинации оборотов двигателя и наддува.

"Митчелл" в советской окраске.

В боевой работе также пришлось искать свой подход. Первые же дневные вылеты на разведку показали, что по скорости и потолку B-25 уступает немецким истребителям. Уйти от «Мессершмитта» было практически невозможно. Хотя ни один наш самолет тогда сбит не был (летчикам удавалось скрыться в облаках), все машины возвращались с пробоинами. Командование быстро сделало выводы, и полки с B-25 были переориентированы на ночные операции.

Это решение оказалось блестящим. Наши ночные налеты на города Восточной Пруссии — Кенигсберг, Тильзит, Инстербург — стали для немцев полной неожиданностью. У них даже не было должной светомаскировки. Налет на Кенигсберг они изначально приписали англо-американской авиации. Мне и моему экипажу также много раз приходилось выполнять задания по заброске разведчиков в глубокий тыл противника, вплоть до района Берлина. Десантники покидали самолет с высоты 300-400 метров через люк в кабине штурмана.

B-25 в полете.

За годы войны я выполнил на B-25 220 боевых вылетов. Этот самолет сыграл важную роль в подготовке командных кадров. Наличие двух рабочих мест для летчиков позволяло готовить будущих командиров экипажей в «правом кресле», где они набирались боевого опыта и в совершенстве осваивали слепое пилотирование.

Герой Советского Союза А.В. Дудаков.

Герой Советского Союза генерал-майор авиации Александр Васильевич Дудаков.

За всю свою летную карьеру у меня было два любимых самолета: B-25 и Ту-16. Но «Митчелл» все же как-то ближе к сердцу. Наверное, потому, что однажды на войне он спас мне жизнь.

Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Советский командир американского "Митчелла".