Чуть-чуть слоник, чуть-чуть хрюшка, чуть-чуть зебра или какая другая лошадка – всё это он, тапир.

Вообще, тапиров целых четыре вида, но этот, чепрачный, самый яркий и, как мне кажется, интересный, поэтому предлагаю сегодня поговорить именно о нём.
Обитают эти прикольные чёрно-белые звери на острове Суматра, а также в Малайзии и Таиланде. Приходятся чепрачные тапиры дальними родственниками носорогам, и, как и их соседи, суматранские носороги, на сегодняшний день находятся под угрозой исчезновения.

Дело в том, что на Суматре за последние 40 лет было утрачено более 50% лесов, и большая часть уцелевших участков находится за пределами ареала чепрачного тапира. Ещё хуже дела обстоят в Таиланде, и лишь в Малайзии ситуация более или менее благоприятная, и численность тапиров там относительна стабильна. Впрочем, на всех этих территориях ситуация осложняется тем, что на тапиров, несмотря на запреты, охотятся местные жители… Впрочем, давайте обо всём по порядку.

Чепрачный тапир – зверь, так сказать, весомый. В холке достигает метровой высоты и весит около 300 кг, причём самки обычно крупнее самцов. Но и те и другие имеют большое белое пятно на задней части тела, которое принято называть чепраком. Подаривший им видовое имя чепрак – это не просто украшение, а штуковина очень ценная. На первый взгляд кажется, что светить в лесу белой шерстью неразумно, но на самом деле такой окрас помогает тапирам спасаться от хищников.

Дело в том, что в тапир – животное ночное, и в темноте основная масса его тела словно бы теряется. Заметным остаётся лишь это самое белое пятно, что мешает хищникам опознать добычу по очертаниям. Так что пока хищник стоит и соображает, кто перед ним и безопасно ли атаковать, тапира уже и след простыл.

Чепрачный тапир, как, впрочем, и другие тапиры – зверь скрытный и одиночный. Как только садится солнце, он выходит на свою тихую охоту за растениями, употребляя сочные стебли и листья деревьев да кустарников, плоды, а иногда и травянистые растения. По лесу тапир перемещается зигзагами, опустив хобот к земле, и прокладывает хорошо заметные извилистые тропы. Тропы – его личная собственность, так что он их метит, разбрызгивая мочу.

А ещё чепрачные тапиры стараются селиться вблизи водоёмов и много времени проводят в воде. Во-первых, от жары спасает на ура, а во-вторых, тапиры отличаются хорошей наблюдательностью и замечают своих врагов на значительном расстоянии. Зная, что дикие кошки не слишком жалуют воду, они могут укрыться от них на середине водоёма и даже при необходимости нырнуть, задержав дыхание на пару минут. Так же тапиры любят принимать грязевые ванны, что помогает им избавляться от постоянно донимающего гнуса.

Ну а чтобы вовремя обнаружить приближение хищника, нужно всё время сохранять бдительность.
Обратите внимание: То ли свинья, толи бегемот, а на самом деле — тапир!.
Зрение у тапира, мягко сказать, не очень, зато обоняние – великолепное! Ну ещё бы, такой нос отрастил. Нос помогает ему и растения по вкусу подобрать, и хищников загодя вынюхать, и обнаружить, не пожаловал ли на его участок какой конкурент.
Встретив конкурента своего вида, тапир принимается свистеть. Это для тапира – признак величайшего раздражения, так как обычно они ребята молчаливые. И это работает! Ведь конкурент – такой же интроверт, как и хозяин участка, и совершенно не желает вступать в конфликт из-за веточек да листиков. Свои проще найти, чем ругаться.

Но иногда драться всё же приходится. Одна из проблем этих зверей заключается в том, что они – огромные сладкоежки, и если тапир, мигрируя по своим сокращающимся год от года угодьям, набредёт на плантацию сахарного тростника или какао, то всё – он будет есть пока ещё есть место, куда складывать, или пока его не обнаружат… И это беда, поскольку местные плантаторы тапиролюбием не отличаются и без раздумий отстреливают воришек.

Да и мясо тапиров местные жители сильно уважают, так что специально обучают собак для охоты на этого зверя. В принципе, собаки легко загоняют тапира, но иногда тому удаётся отбиться. Он совершает резкие броски и наносит неприятелю очень болезненные укусы острыми зубами. А у самого тапира кожа очень толстая, и её может прокусить далеко не каждая собака.

Но одиночество – одиночеством, а в сезон размножения пары образовывать приходится. Инициатором отношений у этих зверей всегда выступает самка. Заслышав в нужный момент уже знакомый нам свист самца с соседней территории, она отправляется на свидание, где сама же и ухаживает за будущим супругом, кружит вокруг него и нежно покусывает за уши и бока. Самец просто позволяет себя любить.

Результатом любви становится долгая беременность – одна из самых длительных среди всех копытных: целых 13 месяцев. Зато новорожденный тапирёнок очень крепкий и сразу готов следовать за матерью. Окрас у малышей, кстати, сильно отличается от взрослых тапиров.

Молоком мама будет кормить его ещё 6-8 месяцев, после чего начёт приучать малыша к растительной пище и прививать критически важные навыки поиска корма, маршрутов к водопоям и распознавания опасностей. Ну а в возрасте 1,5-2 года он, наконец-то, будет готов покинуть мать.

Приглашаю вас также на свой канал Записки учителя биологии – там ещё больше интересного о живой природе.
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Чепрачный тапир: призрачная попа ночного леса.